Старый новый асфальт: в России расширят практику ресайклинга при ремонте дорог

Обновлено в 14:55

Старый новый асфальт: в России расширят практику ресайклинга при ремонте дорог
© BFM.RU

Росавтодор расширяет практику использования старого асфальта при ремонте автотрасс. Технология, позволяющая экономить бюджет и сокращать сроки ремонта, уже применяется более 20 лет в ряде регионов. Теперь власти намерены расширить масштаб ее использования и для этого даже провели специальное исследование.

При так называемом холодном ресайклинге снятое с дороги покрытие измельчается, смешивается с различными добавками и используется в качестве одного из слоев нового покрытия. Преимущества такого подхода — снижение стоимости ремонта в целом, ускорение процесса и возможность экономить стройматериалы и не тратиться на логистику. Кроме того, при ресайклинге не требуется вывозить и утилизировать старый асфальт. О плюсах такого метода рассуждает координатор проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев:

Александр Васильев координатор проекта «Карта убитых дорог» «Она позволяет что сделать? Во-первых, не возить много материала лишнего, а использовать тот, который есть, во-вторых, повышать прочность основания за счет этих материалов и добавления битума, цемента, других присадок. Ну а дальше уже сверху кладется новый слой асфальта, и дорога приобретает другие качества. Вообще, это палочка выручалочка для многих решений, даже для сельских дорог, потому что есть примеры, когда берут просто дорогу из песка, добавляют, образно говоря, цемент и она получается уже почти бетонка. То есть путем перемешивания существующей дороги с добавлением новых материалов получаются уже другие свойства у дороги. У нас многие дороги, особенно региональные, строились хозяйственным способом, не сильно заморачивались с тем, чтобы это был высококачественный материал или гравийный щебень. Потом по этой дороге со временем клали асфальт, таким образом, у нас появлялись региональные трассы. Вот как раз вот для таких дорог очень ценная такая технология, то есть она помогает протяженные участки делать приемлемыми и не возить очень много новых материалов».

Автоюрист Сергей Радько считает, что главный фактор тут — дешевизна:

Сергей Радько автоюрист «Сейчас у нас есть жесткие санкции, возможно, есть проблемы с поставкой оборудования и специальных технических средств, поэтому, может быть, главная причина — это как раз использование старого асфальта, поскольку это несколько дешевле и доступнее. Изготовление нового асфальта стало довольно сложным. Дорожники вынуждены как-то выкручиваться. Честно говоря, я не уверен, что этот способ ремонта будет гораздо лучше, чем прежний традиционный, потому что переработка асфальта — это тоже определенная технология. Насколько это скажется на качестве нового покрытия пока неизвестно, хотя, конечно, это лучше, чем вообще ничего».

В Росавтодоре говорят, что такая технология широко известна за рубежом. В России она применяется с начала 2000-х годов. Опрошенные эксперты подчеркивают: укладывать асфальт по технологии ресайклинга в холода нельзя, оптимальная температура — 20-22 градуса — бывает только летом. Плюс однородность такой асфальтовой смеси может изменяться.

И в итоге подобный подход не улучшит дорожное полотно, а сделает его более уязвимым, продолжает руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль:

Константин Крохмаль руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» «Способ термопрофилирования — это когда срезают верхний слой, перерабатывают его, используют повторно, добавляя определенные смеси, пластиды, битум и так далее. Этот способ на Западе уже не популярен. Толщина слоя регенерации не может превышать 5-7 сантиметров, что очень мало. Второй момент, для регенерации используется газ, это оборудование — газовая грелка нагревает асфальт, смешивает его и укладывает новый асфальт на поверхность дороги. С газом за рубежом проблемы, они от этого отказываются. Самый важный момент — это, конечно, экология, в городских условиях использовать этот способ категорически запрещено, те проблемы, которые могут возникнуть в результате разогрева покрытия и снятия или нанесения регенерированного асфальта настолько ужасны, что полностью перечеркивают всю выгоду. Не должно быть ветра, когда укладывают это новое покрытие, газовая смесь, которая нагревается, отравляет все живое. Главный момент, что эту технологию и за рубежом, и, надеюсь, у нас не будут использовать для ремонта федеральных трасс, есть определенные критерии для смеси, она предназначена только для загородных трасс, это местные участки без сильной нагрузки, без большого потока автомобилей».

По словам эксперта, методику ресайклинга при ремонте дорог можно использовать только в южных регионах России, где более щадящие погодные условия.