Войти в почту

Еще один бизнесмен попал под следствие из-за поставки автоклуба в ростовский ДК

Неделю назад радиостанция Business FM рассказала историю предпринимательницы, которая поставила в дом культуры в Ростовской области автоклуб по программе Минкульта, а спустя полтора года стала фигурантом уголовного дела о мошенничестве. В редакцию продолжают обращаться другие бизнесмены, которые столкнулись с аналогичными делами в этом же регионе.

Еще один бизнесмен попал под следствие из-за поставки автоклуба в ростовский ДК
© BFM.RU

Небольшая компания Петра Иванова «Ф5 Групп» базируется в Екатеринбурге. В 2020 году она поставила в Ростовскую область и в другие регионы России автоклубы — фургоны, оснащенные всем необходимым для проведения выездных культурных мероприятий. Автоклубы закупались в рамках нацпроекта «Культура». Каждый автомобиль изготавливается под конкретные требования заказчика. Поставщик выступает посредником между производителем и домом культуры.

Все машины приняли, больше года использовали. Никаких жалоб на качество со стороны госзаказчиков не поступало. Но в 2021 году в отношении Иванова как директора компании-поставщика следственные органы Кашарского района Ростовской области возбудили дело по статье «мошенничество в особо крупном размере». Мужчине грозит до десяти лет лишения свободы. Причиной возбуждения дела послужила проведенная экспертиза. Вот что рассказывает Петр Иванов:

Петр Иванов руководитель «Ф5 Групп» «Эксперт сделал нужный следствию вывод о том, что поставленное транспортное средство якобы не соответствует практически всем пунктам технического задания муниципального контракта. При этом он оценил стоимость поставленного товара более чем в два раза ниже стоимости по контракту. Директора Кашарского ДК по проведенной экспертизе осудили за превышение должностных полномочий без разбирательств. В 2022 году прекратили регистрационный учет данной машины. При том, что автомобиль изготовлен крупным заводом-изготовителем, ведущим свою деятельность более 20 лет. Я обращался с жалобами в различные инстанции, которые переадресовывали в Кашарский район, обращения в итоге не принесли никакого результата. Проведенные Торгово-промышленной палатой Ростовской области экспертизы на данный автоклуб и на другие с заключением о соответствии поставленного товара не принимают во внимание».

Ранее похожую историю Business FM рассказывала предпринимательница из Нижнего Новгорода. Татьяна Караськова также поставила в один из домов культуры в Ростовской области автоклуб, а потом к ней и к директору ДК возникли вопросы, директору вменяют превышение полномочий.

В основе всех проверок — идентичные заключения одного и того же эксперта Николая Шаповалова. Согласно его заключениям, автоклубы не соответствуют требованиям по каким-то техническим характеристикам: например, в техзадании указана колонка определенной мощности, а габариты этой колонки в поставленном автоклубе отличаются. Соответственно, по техническим характеристикам полное соответствие, а по габаритам — не совсем. Но колонка от этого работает не хуже.

Еще один довод эксперта — цена автоклубов примерно вполовину ниже цены контракта. По словам адвокатов, в качестве аналога для сравнения он берет промтоварные фургоны, которые действительно дешевле. При этом сам эксперт не является оценщиком и автоэкспертом, подчеркивает адвокат ростовской областной коллегии адвокатов «Формат» Леонид Таргоний, который представляет в суде интересы сразу нескольких директоров ДК и одного из поставщиков:

Леонид Таргоний адвокат ростовской областной коллегии адвокатов «Формат» «Есть рецензии на эти заключения, где иные специалисты отмечают, что он не имеет соответствующего образования и соответствующих знаний, что применяется не та методика. Приведу один пример. При его допросе в суде я ему задаю вопрос: «На основании чего вы пришли к выводу, что шасси этого автоклуба незаконно удлинено?». Он говорит: «Я же это вижу глазами». Еще я ему уточняющие вопросы задавал. В конечном итоге его ответ на этот вопрос был такой: «Я имею права категории С и как водитель-профессионал я вижу, что это шасси удлинено». Такой уровень ответов. А когда я его спрашивал, есть ли у него соответствующее образование в области автотехники, он показывал диплом с отметками и теми дисциплинами, которые он проходил. Он показал на дисциплину «информатика» и сказал, что «когда мы изучали информатику в военном институте, мы изучали ракеты, ракеты подвозят на автомобилях, вот там мы изучали автомобили».

По словам адвоката, суды начали вникать в ситуацию, некоторые склонны к назначению повторных экспертиз. Один из судов даже ее уже назначил, но заключения эксперта пока нет. В Минкульте редакции Business FM ответили, что фактическая закупка фургонов осуществляется местным органом исполнительной власти или самим учреждением культуры. Не являясь стороной контракта, Минкульт не вправе подтверждать соответствие поставленной продукции нормам и требованиям закона. Редакция направила запрос в Генпрокуратуру. На момент публикации материала ответа из ведомства не поступало.