Начнется ли в России отстрел браконьеров
Охотинспекторы смогут применять силу и стрелять, когда задерживают браконьеров в заповедниках и заказниках, но только в определенных ситуациях и когда иного выхода не останется. Такой закон вступает в силу 3 февраля.
Исполнил долг — и сел
О том, что охотничьим инспекторам пора дать больше полномочий, заговорили в феврале 2021 года, когда на инспектора Байкальского заповедника Сергея Красикова завели уголовное дело. Он задержал пятерых браконьеров, которые ослепляли косуль фарами, а потом отстреливали их, сообщила пресс-служба Минприроды на сайте ведомства. Увидев инспектора, нарушители решили проехаться прямо по нему, наградив его сотрясением мозга и переломом руки. Красиков тем не менее продолжил задержание и выстрелил в автомобиль, чтобы остановить его.
К уголовной ответственности привлекли четырех охотников. Но самое удивительное, что дело завели и на самого инспектора — на него написал заявление один из браконьеров, пожаловавшись, что блюститель порядка сломал ему ребра и избил его друзей.
«Красиков тогда был ошарашен. Он правильный парень, потомственный егерь, отслужил в армии, пошел работать инспектором по зову сердца, учитывая, что зарплаты там небольшие, — рассказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев, который тогда вышел на связь с инспектором. — Он не понимал — как же так? Получается, лучше не соваться, закрыть глаза или получить взятку — все равно в тайге никто не увидит, — чем выполнить свой долг?»
К ситуации подключились депутаты, глава Минприроды, общественные организации. Дело взяли на контроль генпрокурор и глава Следственного комитета. В конце апреля того же года обвинения с Красикова сняли.
Оружие в законе
Чтобы обезопасить инспекторов от нападок, Правительство внесло в Госдуму законопроект, регулирующий рейды против браконьеров, а депутаты дополнили его поправками, уточняющими полномочия инспекторов.
Раньше по закону об охоте при проверках помимо стандартных процедур инспекторам можно было делать лишь две вещи: изымать у браконьеров убитых животных, оружие и транспорт и подавать против нарушителей иски о возмещении ущерба. Кроме того, было указано, что органы, занимающиеся госнадзором, могли приобретать оружие для своих сотрудников, но правила его применения расписывали в подзаконных актах. В законе их не было.
Вступившие в силу поправки позволяют охотничьим инспекторам применять против браконьеров физическую силу, специальные средства и служебное оружие либо свои ружья и пистолеты, разрешенные в качестве служебных. Делать это можно в соответствии с Законом «О ведомственной охране», который четко очерчивает случаи, когда инспектор вправе ударить нарушителя, надеть на него наручники и даже выстрелить в него.
Например, он может применить силу, чтобы пресечь преступление или нарушение, задержать злоумышленника или заставить его исполнить законные требования, но только если другие способы, например устный приказ, не помогли.
Указаны в законе о ведомственной охране и случаи, когда можно пустить в ход спецсредства, включая резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, служебных собак. Например, чтобы остановить нападение на охраняемый объект, сотрудника, который следит за порядком, и других людей, оказавшихся под угрозой. С помощью спецсредств можно задержать автомобиль, водитель которого игнорирует требования остановиться, или нарушителей, пойманных с поличным, если они пытаются скрыться или есть основания полагать, что они собираются оказать вооруженное сопротивление.
А огнестрельное оружие можно пускать в ход исключительно в качестве крайней меры и только в семи случаях. Например, выстрелить разрешено, если сотрудник застиг злоумышленника при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности или охраняемого объекта. Кстати, незаконная добыча и перевозка животных, занесенных в Красную книгу, группой лиц по предварительному сговору, относится к тяжким преступлениям.
Также инспектор имеет право воспользоваться оружием, чтобы защитить себя и других людей или не дать отобрать у него пистолет. При нападении на охраняемый объект, а не людей, это разрешается, только если преступников несколько или они открыли огонь — опять-таки когда справиться другими способами невозможно. А стрелять по автомобилю или другому транспорту, чтобы остановить его, можно, если водитель создает угрозу для людей и отказывается остановиться.
Нельзя применять оружие против женщин, а также инвалидов и детей, если состояние их здоровья и возраст можно определить на глаз или они известны инспектору. Исключение — если они сами стреляют или нападают группой.
Стрелять — дело последнее
Закрепить такие полномочия инспекторов в законе — логичный и правильный шаг, так как браконьеры практически всегда вооружены и хорошо оснащены технически, отметил первый зампред Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, большой любитель охоты Николай Валуев. Он напомнил, что еще в СССР егеря имели право применять оружие, и было четко оговорено, когда и при каких условиях можно его использовать.
Николаев согласился, что люди, которые выполняют свой долг, не должны становиться заложниками ситуаций, когда закон оборачивается против них.
Но есть и вторая сторона медали — полномочия должны подразумевать и ответственность за свои действия. Так, по закону о ведомственной охране гражданин может обжаловать действия инспектора, если считает, что они были неправомерными и ущемили его права. Если инспектор действительно превысил полномочия, его ждет уголовное дело. Поэтому надо будет отслеживать, как закон станут исполнять, считает Николаев.
По мнению Николая Валуева, нельзя ограничиваться только дополнительными полномочиями. «Государственных инспекторов мало, люди неохотно идут в эту профессию. В том числе потому, что уровень их социальной защиты не соответствует уровню риска, которому они подвергаются», — сказал он. Поэтому, считает депутат, необходимо дать инспекторам государственные гарантии, аналогичные тем, которые предусмотрены для полицейских.