Уникальные мосты Петербурга
Аничков мост. Фото: Сергей Лукс, 35photo.pro
Самый длинный
Это Большой Обуховский мост (он же – Вантовый), полная длина которого составляет рекордные 2884 метра, из них, собственно, сам мост – 994. Не удивительно, что эта вантовая конструкция – один из самых длинных мостов в России. А еще это самый первый неразводной мост через Неву – он соединяет проспект Обуховской Обороны и Октябрьскую набережную. Высота пролетной части над поверхностью воды равна 30 метрам, что дает возможность крупным судам свободно проходить под мостом. Впрочем, ранее предельные габариты кораблей, курсирующих по Неве, составляли до 40 метров в высоту, и в связи со строительством Большого Обуховского их пришлось уменьшить на 10 метров.
Фактически Вантовый мост – это две эстакады с противоположным направлением движения: южное – для езды в восточном направлении и северное – в западном. Кстати, этот мост даже «заслужил» отдельный музей – единственный в Санкт-Петербурге, что посвящен одному строительному объекту (в нашем городе так любят музеи!). Он находится на территории филиала ОАО «Мостоотряд № 19» в Красном Селе.
Фото: Max Mitrofanov, behance.net
Строительство Большого Обуховского моста длилось недолго – началось в 2001 году, первую очередь закончили в 2004-м, а вторую – в 2007-м. Поэтому Вантовый мост – еще и самый современный из построенных в Северной Венеции. Еще во время его возведения, в 2006 году, на только что построенном левобережном пилоне второй очереди моста установили новогоднюю елку – из-за высоты пилона она стала самым «горделивым» рождественским деревом города. Самый короткий Не будем занудами – рассказывать о мостиках всех мастей и рангов, перекинутых через небольшие протоки в парках и скверах, не имеет смысла. Ведь мы говорим о «настоящих», добротных конструкциях, через которые могут двигаться не только пешеходы, но и транспорт. Лавры победные самого короткого моста с честью заслужил Верхне-Лебяжий арочный мост через Лебяжью канавку. Его длина – всего 12,5 метра, ширина – 14,9, то есть он еще и «поперек себя шире». Фото: Andrew Thrasher, 500px.com
Проезжая часть моста включает две полосы для автотранспорта и узенькие тротуары для пешеходов. Он соединяет 1-й Адмиралтейский остров и Летний сад, считается одним из самых старых мостов города и даже входит в список объектов культурного наследия федерального значения. Сейчас он выглядит как незыблемая глыба гранита, а ведь когда-то этот мост был подъемным! Точнее, не он, а его деревянный предшественник, построенный на Лебяжьей канавке в 1711–1715 годах, сразу после открытия канала. Каменную «оболочку» мост получил, впрочем, довольно скоро – в 1767–1768 годах. Архитектором предположительно был брат «главного по кирпичикам» Санкт-Петербурга (итальянца Карло ди Джованни Росси) – Иньяцио Лодовико Росси. Фото: Сергей Дегтярев, erg-degtyarev.livejournal.com Самый широкий В культурной столице есть цветные мосты. Их всего четыре: зеленый, красный, синий и желтый. Последний, впрочем, переименовали в Певческий. Мосты легко узнать – их перила и «водная» часть покрашены в соответствующие цвета. Такая маркировка в свое время была нужна для распознавания мостов пешеходами, потому что все они были похожи между собой и находились поблизости друг от друга. При этом синий мост настолько широк, что многие жители города до сих пор не «осознают», что ходят не по суше, а над водой: задумавшемуся о вечном петербуржцу может показаться, что он передвигается по Исаакиевской площади. Все верно – Синий мост входит в ее ансамбль и находится рядом с памятником Николаю I. Впервые мост здесь появился в 1737 году – он был деревянный и подъемный, в 1818-м его перестроили в однопролетный чугунный и арочный, а в 1842–1844-м годах в связи с постройкой Мариинского дворца и перепланировкой Исаакиевской площади расширили по проекту инженеров Егора Адама и Андрея Готмана в сторону Красного моста, пристроив новые арки аналогичной конструкции. В итоге с 41 метра мост расширился до 97,3. Самый старый Разумеется, речь идет о первом постоянном мосте, ведь до их появления Северную столицу украшали лишь наплавные конструкции. Первой из них, кстати, стал Исаакиевский мост, построенный в 1727 году между Васильевским и 1-м Адмиралтейским островами. Судя по литографии 1820-х годов, в створе он выходил прямо на Исаакиевский собор. И хотя сам мост не сохранился, береговые устои его с гранитной облицовкой и закругленными лестницами на Адмиралтейской и Университетской набережных стоят до сих пор и являются памятниками архитектуры. Фото: Роман Мурушкин, en.35photo.pro Первым же постоянным мостом стал Благовещенский – ближайший собрат Исаакиевского, перекинутый через тот же Васильевский остров и 2-й Адмиралтейский. Это единственный ныне функционирующий мост на Неве, фундамент которого выполнен из деревянных свай! Благовещенский мост начали строить по проекту российского инженера Станислава Кербедза в 1843 году, а закончили – в 1850-м. Впрочем, в 1930-х годах мост перестроили в балочный, а разводной пролет был размещен над серединой русла реки. Но архитектурный облик такого моста не вписался в городскую застройку, поэтому в 2005–2007 годах конструкции вернули исторический облик. Кстати, в советские годы мост носил имя лейтенанта Шмидта. Его прежнее название – Благовещенский – возвратили сооружению в 2007 году.
Самый красивый Пусть на открытках и прочей сувенирной продукции, посвященной городу на Неве, красуется разведенный Дворцовый мост – но в «сведенном» состоянии он выглядит вполне «буднично» по сравнению с другими мостами культурной столицы. Изображение Банковского моста со львами тоже набило оскомину. Не хотите ли обратить внимание на Большеохтинскую эстакаду? Фото: yulenochekk-Depositphotos, 29palms.ru Из-за того, что она похожа на железнодорожную (хотя предназначена для автомобилей и пешеходов), мост выглядит почти современно, а ведь построен был в начале прошлого века. Это первый в городе мост, в котором проезжая часть расположена на уровне низа пролетного строения. Большеохтинский соединяет исторический центр города с районом Малая Охта.
Строить мост в этом месте хотел еще Николай I в 1829 году, но в те времена возведение подобного сооружения было крайне сложной технической задачей. А еще на этой трассе «дежурили» лодочные перевозки. Они-то и были главными противниками строительства моста, поэтому в городской Думе постоянно присутствовало лобби, не желающее терять свой бизнес. Но спустя столетие другой Николай, II, все-таки решил: мосту быть. Объявили международный конкурс, на который откликнулось множество фирм, но ни один из 16 отобранных комиссией проектов (половина из них исходила от иностранных фирм) так и не вышел в «финал». Всему виной – несоответствие техусловиям. Что в итоге? Выбрали внеконкурсный вариант! Его предложил русский военный инженер Григорий Кривошеин в соавторстве с архитектором Владимиром Апышковым. В отличие от остальных работ отечественный проект предполагал наличие разводного пролета в середине русла Невы, в самой глубокой ее части – это было очень удобно для прохождения больших судов. В красивых гранитных башнях, задуманных в виде маяков и расположенных по центру моста, и по сей день находится его механическая «начинка» – центр управления подъемными механизмами. На стенах башен установлены бронзовые доски, на которых выбиты имена инженеров и строителей моста. Кстати, есть легенда, что среди миллиона металлических заклепок сооружения есть одна золотая, закрашенная в один цвет со всеми. Строительство Большеохтинской эстакады начали в 1909 году, а закончили в 1911-м.