Войти в почту

Курганский коллапс: почему многомиллионная реформа общественного транспорта может «забуксовать»

Транспортная реформа в Зауралье призвана решить целый спектр застарелых проблем, главная из которых – острая нехватка автобусов и огромные интервалы между машинами на городских маршрутах. «Буквально каждый рабочий день начинается с разговоров о том, кто и как добирался. Опаздывают поголовно все, кто пользуется общественным транспортом. Если раньше выходили из дома минут за 40 до начала рабочего дня, сейчас приходится выделять на дорогу часа полтора. И это совсем не гарантия, что придешь вовремя. Каждый добирается так, как может», – прокомментировал ситуацию житель Кургана . Курганцы отмечают, что вызов такси в последнее время также стал более проблематичным: водители не спешат брать заказы, могут часами ожидать повышения цены от клиента. Сейчас поездка по городу в часы пик вполне может обойтись в 500–600 рублей против прежних 200–300 рублей. Увеличение расходов на транспорт, необходимость иметь «страховочные деньги» на случай вызова такси существенно ударили по карману курганцев. По данным сайта «ГородРабот.ру», средняя зарплата в Кургане за январь-февраль 2023 года – 53 436 рублей. Однако реальный уровень по-прежнему составляет 25–30 тыс. рублей. «Транспортный коллапс» Спустя два месяца после начала реорганизации на улицах областного центра по-прежнему можно наблюдать переполненные в часы пик остановки, а также пассажиров, которые штурмуют салоны стареньких «пазиков». Люди массово обращаются к властям через социальные сети с просьбой навести порядок и наконец помочь в решении сложившейся ситуации. Курганцы все чаще называют происходящее «транспортным коллапсом. «Сейчас транспортная сфера в Кургане переживает настоящий коллапс, и это – закономерный итог. Потому что речь идет о комплексной проблеме. Вялотекущая «транспортная реформа», считаю, началась еще при губернаторе . Все свелось к сокращению машин на маршрутах, что происходит и сейчас, ничего нового», – высказал свое мнение о происходящем курганский юрист Валерий Рогов. Рогов отметил, что в комплексную транспортную проблему также входит острая нехватка водителей автобусов и кондукторов, которые работают за мизерную заработную плату в тяжелых условиях. Только в феврале 2023 года на некоторых конечных остановках общественного транспорта в отдаленных районах города для сотрудников начали устанавливать туалеты. Ситуацию ухудшает и состояние дорог областного центра. Так, в настоящее время центральные улицы города, по которым и осуществляется движение, в очередной раз перекрыты: идет ремонт. «Но самое печальное, что в городе не осталось муниципального транспорта, на маршруты встали частные перевозчики. Начался многолетий «переговорный процесс» между ними и городской администрацией по поводу тарифов, маршрутов, номеров, тендеров и прочему. Причем диктовали зачастую даже не перевозчики, которые, например, ровно год назад грозили забастовкой», – сказал Валерий Рогов. Пути решения – в изучении проблемы В 2020-2021 годах число машин на городских маршрутах по ряду причин уже было сокращено в среднем на 20%. В это время всерьез заговорили о грядущей масштабной транспортной реформе с переименованием и сокращением маршрутов, дальнейшим уменьшением числа автобусов, возможным введением пересадок, а также изучением актуальных статистических данных по пассажиропотоку в областном центре. Окончательные итоги научной статистики власти должны были получить лишь в середине апреля 2022 года. На проведение научных исследований по изучению пассажиропотока в Кургане и разработку новой маршрутной сети было запланировано потратить 26,5 млн рублей. В конце ноября 2021 года Государственное казенное учреждение «Курганавтодор», подведомственное департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, заключило договор с ФАУ «РОСДОРНИИ». Информация об этом была размещена в открытых источниках, также ее озвучила и глава города Кургана . В данный момент информация о заключенном контракте на сайте ФАУ «РОСДОРНИИ» отсутствует. На официальном сайте ФАУ «РОСДОРНИИ» информация о заключенном контракте об исследовании пассажиропотока в Кургане в настоящее время отсутствует. Скриншот с сайта. Отметим, что ФАУ «РОСДОРНИИ» — это федеральное автономное учреждение «Российский дорожный научно-исследовательский институт», образованное в Москве в 2014 году и подведомственное . К сожалению, результаты исследования, проведенного организацией в Курганской области, в открытом доступе до сих пор так и не появились. Остается предполагать, что объем пассажиропотока в регионе не упал и для его осуществления вряд ли требуется меньше автотранспортных средств. Об этом свидетельствуют и последние данные Управления по Свердловской области и Курганской области (Свердловскстат). Свердловскстат зафиксировал значительный рост пассажиропотока в 2021 году. Скриншот с сайта ведомства. Так, в «Кратком статистическом сборнике» ведомства говорится, что в 2021 году (последний год, по которому была подведена статистика) пассажиропоток транспорта общего пользования в Курганской области по отношению к минувшему периоду составил 103,9%, значит, имеет явную тенденцию к росту. Общественный транспорт региону нужен не в меньшем количестве. Стадия реализации С 3 января 2023 года транспортная реформа в Курганской области официально вошла в стадию своей реализации. На сайте администрации города Кургана появилось сообщение о том, что «систему общественного транспорта ждут масштабные изменения»: «начнет действовать новая маршрутная сеть, появятся автобусы с новой нумерацией, которые будут осуществлять перевозки по регулируемому тарифу». Сообщалось, что «часть старых маршрутов, работающих на нерегулируемом тарифе, по которым у перевозчиков не закончились свидетельства, временно, до окончания их срока действия, продолжат свою работу». На сайте МКУ «Транспортное управление» города Кургана размещен «Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок». Документ датирован 13 апреля 2016 года и доступен для скачивания. Обновленного перечня городских маршрутов Кургана на сайте не представлено. По данным городской администрации, транспортная реформа в областном центре имела несколько основных направлений. Основное – практически полное искоренение всех дублирующихся маршрутов, которое должно было достигнуть 90 %. Выполнение данного пункта остановлено на сокращении, то есть полной отмене дублирующихся маршрутов, что означает серьезное сокращение рейсовых машин. По сообщениям читателей «ФедералПресс», остановки, как и салоны автобусов, в часы пик переполнены. На днях один из курганских пабликов попросил зауральцев оценить транспортную реформу от 0 до 10 баллов. За первые два дня опроса было получено более тысячи комментариев с преобладанием негативных отзывов. Курганский паблик «Типичный Курган» открыл дискуссию по успешности транспортной реформы. Скриншот паблика в соцсети ВК. Маршруты транспортной реформы Председатель Союза транспортных организаций Курганской области в своем интервью для «ФедералПресс» пояснил, что транспортная реформа в регионе займет, предположительно, несколько лет. «Сейчас в Кургане на маршрутах работают 300 автобусов. Они курсируют по 101 маршруту (61 старый и 40 новых). Машины принадлежат 27 перевозчикам. По завершении реформы на маршрутах останется 250 машин. В дальнейшем движение по новым маршрутам должно быть обеспечено четырьмя юридическими лицами», – сказал Игорь Кимаковский. Он также отметил, что реорганизационный процесс только начался и о первых результатах можно будет говорить только спустя полгода. Однако затягивать никто не заинтересован. «Сейчас главный упор делается на «настройку» маршрутов, чтобы они эффективно работали. Изучается время прибытия и убытия машин, составляются новые графики движения. Нужно, чтобы написано было не только на бумаге, важно, чтобы учитывались интересы всех сторон, в первую очередь – пассажиров. Оперативная информация собирается в ручном режиме», – обрисовал ситуацию Игорь Кимаковский. Он утверждает, что, кроме прочего, реализация транспортной реформы в Кургане сталкивается с противодействием перевозчиков, которые не выиграли новые тендеры и должны со временем уйти. Именно они не выпускают машины на маршрутные линии, не соблюдают график движения. По его данным, свидетельства на маршруты у перевозчиков оканчиваются в разное время, но в целом завершатся до 2025 года. Таким образом, в ближайшее время в Кургане будут параллельно действовать как новые, так и старые маршруты, по которым у перевозчиков не завершены лицензии на обеспечение движения. Предположительно, полная реализация транспортной реформы в Кургане может занять около пяти лет. Ранее «ФедералПресс» рассказывал, как списанный в Москве общественный транспорт отправляется в регионы. Фото: ФедералПресс / Ольга Дружинина

Курганский коллапс: почему многомиллионная реформа общественного транспорта может «забуксовать»
© РИА "ФедералПресс"