Войти в почту

"Юмор - обезболивающая повязка": Журналист Елена Яковлева - о философии смеха

1 апреля - День смеха. Уже почти 100 лет в России не перестают быть самыми читаемыми и цитируемыми книгами "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" Ильфа и Петрова - энциклопедия нашего юмора. Острого, блистательного, с нестареющими в своей смехотворности героями. Если бы еще Надежда Мандельштам не ужаснулась из глубины трагических 30-х этим бессмертным смешным типажам…

"Юмор - обезболивающая повязка": Журналист Елена Яковлева - о философии смеха
© Российская Газета

Один из двух оставшихся в России в 20 веке великих философов - Михаил Бахтин - посвятил часть жизни философскому исследованию смеха. Как это представить - трагический 20 век, аресты вокруг, сам Бахтин арестован, жена в связи с его тяжелой болезнью выхлопотала замену Соловецкого лагеря на ссылку и жизнь в Саранске. А он исследует смех и пишет диссертацию о Рабле!

Лучше всего это объяснил Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих "Воспоминаниях", описывающих Соловецкий лагерь. Жизнь в лагере была настолько страшна и абсурдна, что ответить на это можно было только… смехом. Это был способ самозащиты, сохранения рассудка и хоть какого-то здравого смысла.

Не можешь ответить конвоиру, ударившему тебя сапогом в лицо (как ударили молодого Лихачева перед отправкой на Соловки) - начинаешь спасаться ироническим взглядом и хохотом. Так закрываться от ужаса мира.

Кстати, мы переживали смеховые аншлаги на ТВ по этой же причине - не легко было справиться с переворачивающейся реальностью.

А вот на Украине до последнего миром правил "95-й квартал". И таки водрузил короля своих шуток во главу страны.

Смех важен. Смеются и на фронте - это мы знаем еще по "Теркину" - в блиндажах, окопах. Смех - разрядка, победа над страхом.

Демобилизованные сейчас говорят, что никогда не забудут смешивших их во время тяжелых обстрелов опытных, воюющих с 2014 года, старшин.

Инженер-сапер с позывным "Кадет", герой очерка "РГ" и документального фильма, тыкая в землю тонкой иглой миноискателя, хохоча, комментирует: "муравьев ищу, хочу завести дома муравьиную ферму". Потом шутит над оторванной миной ногой - своей: "одна нога тут, другая там" - и колышется в лице его долгая, не до конца нам понятная волна смеха.

Если человек шутит над раной или контузией, значит почти справился. Юмор - обезболивающая повязка. Страшную особенность ситуации сегодня придает то, что главнокомандующий Украины - человек из смеховой стихии.

Юморески "95 квартала" стоит слушать, чтобы понять, на что "купилась" Украина и что вывело Зеленского сначала "в дамки" популярности, а потом и в ее короли.

Юмор грубый, самый грубый, ситуации классические - муж, жена, любовник, гаишник, робот-собутыльник, полигамия, ЛГБТ, не выговаривающие буквы украинские политики.

Главный герой, как и положено, порок. На первом месте - пьянство, на втором - супружеские измены и полигамные эксперименты, на третьем - опять пьянство. Пьяные пассажиры разносят самолет в Турцию, пьяный летчик едва ловит штурвал, пьяный муж боится возвращения жены с отдыха и т.д…

Юмор "95 квартала" - это бесконечная раздача индульгенций тем, кто пьян, вороват, развратен, беспутен - потому что всегда можно увидеть свой ужас со стороны и посмеяться над этим.

Смеешься - стало быть освобождаешь себя от этого - праведен.

Но освобождения смехом мало. Для культуры в целом, может быть, иногда и достаточно, но для страны нет.

Постоянные разговоры о государственной инфантильности Украины, ее неумении быть государством и понимать основы государственного поведения - не давать волю нацистам внутри страны, не жить в долг, не смеяться надо всем на свете, ну или по крайней мере не считать смех исчерпывающей реакцией - сегодня получили страшное продолжение.

Еще Аристотель говорил, что в основе смешного лежит ошибка.

Один известный режиссер, философ театра, как-то заметил в "РГ": "Пушкин говорил про комедию, что она не для смеха зрителей. И чаще всего заканчивается трагедией. Я, например, очень хорошо это ощущаю - любая комедия должна кончаться тревогой. А не хеппи-эндом и канканом".