Войти в почту

Фото: Как выглядели первые московские трамваи

Московскому трамваю 6 апреля исполняется 124 года. Каким он был, когда вышел на первый маршрут, и как менялся с течением времени - читайте в совместном материале "Российской газеты" и Музея транспорта Москвы.

Фото: Как выглядели первые московские трамваи
© Российская Газета

Первый электрический трамвай поехал от Бутырской заставы до Петровского парка 6 апреля 1899 года. Движение открыли в торжественной обстановке: присутствовали первые лица города, священники провели молебен. Днем позже трамваи покатились по обычному расписанию: с 8 утра до 8 вечера.

До электрических трамваев в Москве с 1872 года работала система конных железных дорог, в просторечии - конка. А в некоторые пригороды ходил паровой трамвай: по сути, паровоз с прицепленными вагонами конки. Она продолжала работать и после появления электротрамвая - до 1911 года. "Паровик" продержался еще дольше - до начала 1920-х годов.

Фото: Пресс-служба департамента транспорта Москвы

"А" - самый известный трамвайный маршрут столицы, ездивший с 1911 года по Бульварному кольцу. С годами его трасса менялась, но до сих пор часть линии остается привязанной к бульварам - от "Чистых прудов" до Яузы. В свое время на этом маршруте работал кондуктором будущий писатель Константин Паустовский.

Фото: Пресс-служба департамента транспорта Москвы

В годы Первой Мировой войны в Москве вырос спрос на грузовые перевозки в черте города. Автомобилей-грузовиков не хватало и тогда на помощь пришел трамвай. Пассажирские вагоны переоборудовались и направлялись на перевозку стратегически важных грузов. Грузовой трамвай остался в городе и после войны, к некоторым предприятиям даже провели отдельные служебные трамвайные ветки.

Фото: Пресс-служба департамента транспорта Москвы

Самым известным трамваем города можно считать довоенный вагон КМ №2170 - ныне экспонат Музея транспорта Москвы. После ухода на заслуженный отдых он переквалифицировался в киноактера и снялся во множестве фильмов, включая "Мастер и Маргарита", "Место встречи изменить нельзя", "Покровские ворота".

Фото: Пресс-служба департамента транспорта Москвы

Первые трамваи с кондиционерами появились почти 70 лет назад - в 1956 году. Сегодня эта опция воспринимается пассажирами как неотъемлемая и привычная. В каждом современном вагоне есть система климат-контроля, которая поддерживает комфортную температуру и жарким летом, и морозной зимой. Интересно, что в кабине водителя установлены отдельные кондиционеры, чтобы он мог настраивать подходящий для себя климат.

Более 460 вагонов столичного трамвайного парка - это современные трехсекционные трамваи "Витязь-Москва". Вес одного равен 40 легковым авто или целому стаду из 50 быков. Трамвай - трехсекционный, с низким полом. Он может за раз перевезти столько же пассажиров, сколько три обычных автобуса или электробуса. Салон может вместить до 260 человек - в последних моделях 70 сидячих мест и две площадки для пассажиров с колясками, велосипедами и маломобильных.

Московские трамваи на 90% состоят из российских деталей, и уровень локализации производства продолжает расти. За последние шесть лет в столицу поступили более 500 трамваев производства ООО "ПК Транспортные системы". В ближайшие три года придут еще 150 трамваев последнего поколения - парк вагонов будет обновлен на 100%, сегодня он уже на 95% состоит из современных моделей.