Какую роль сыграл Гейдар Алиев в строительстве БАМа? В Москве открылась выставка к 100-летию азербайджанского лидера
В галерее «Царская Башня» Казанского вокзала открылась выставка, посвященная роли Гейдара Алиева в одном из самых грандиозных проектов Советского Союза – строительстве Байкало-Амурской магистрали. Корреспондент «МИР 24» Анна Парпура побывала на экспозиции. Личные вещи рабочих БАМа, газетные вырезки, которые вошли в историю и фотохроника. На выставке летопись тех времен, когда комиссию по строительству Байкало-Амурской магистрали возглавлял Гейдар Алиев. Он проехал по БАМу от и до.«Он сам ездил по объектам, он сам их принимал и у него были потрясающе теплые отношения с людьми, с рабочими. Как многие вспоминают, к нему можно было спокойно подойти, когда он прилетал, и рассказать о своих проблемах. И он их решал», – поделился воспоминаниями кандидат исторических наук Василий Новиков. Около четырех тысяч километров железнодорожных путей через сопки, тайгу и вечную мерзлоту начали возводить в 1974 году. В ходе работ нужно было пробить восемь тоннелей, построить почти полторы сотни крупных мостов и 200 станций.
«Больше всего меня поразили там люди, которые ехали работать туда не за длинным рублем, а по зову сердца и, встречаясь там с ними, видя их радостные лица, и сам с ними молодел», – рассказал строитель Байкало-Амурской магистрали Николай Гром.
Укладку основной магистрали планировали завершить к 67-й годовщине Великого Октября, то есть к 7 ноября 1984 года, но возникли проблемы. Когда стало понятно, что сроки сдачи срываются, курировать стройкой назначили заместителя председателя Совета министров СССР Гейдара Алиева.
«Это человек, который был бесконечно предан этой стройке. Не все в руководстве страны хотели начинать строительство БАМа, но он взял на себя эту ношу и достойно ее пронес», – отметил помощник президента РФ Игорь Левитин.
В ударной стройке участвовали около двух миллионов человек со всех республик Советского Союза. Азербайджанским рабочим достался один из самых сложных участков БАМа – 209 километров вечной мерзлоты. Когда эта стройка была окончена, они не остановились и по собственной инициативе возвели поселок Ангоя и станцию, которой дали имя своего вдохновителя Гейдара Алиева.
Знак высшего уважения Алиев получил от всех строителей БАМа. Именно ему доверили поставить точку в грандиозной стройке. Когда было уложено последнее звено великого железнодорожного пути, Гейдар Алиев прилетел к рабочим.
«Вышел к двум бригадам, они ему рассказали, как это происходит, и говорят: а вы сами не хотите поучаствовать? Вручают ему похожий, чуть побольше, молоток, чтобы он забил золотой костыль. Он не стеснялся. Взял молоток и забил костыль», – рассказал Василий Новиков.
Чтобы узнать историю строительства Байкало-Амурской магистрали, у москвичей и гостей столицы есть еще месяц. Выставка продлится до 31 мая.