Войти в почту

Как преобразуются транспортные коридоры внутри ЕАЭС и по внешним направлениям?

Главы правительств на заседании межправсовета в Сочи одобрили планы по развитию транспортной инфраструктуры ЕАЭС. Телеканал «МИР 24» спросил заместителя директора Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Елену Шерышеву о том, каких изменений ожидать.

Как преобразуются транспортные коридоры внутри ЕАЭС и по внешним направлениям?
© Мир24

Правильно ли я понимаю, что изменения, о которых мы говорим, обусловлены мировой геополитической напряженностью?

– Конечно, геополитическая ситуация оказала существенное влияние на транспорт и развитие транспортной инфраструктуры всего союза. В 2022 году начались изменения логистических маршрутов и конфигурации международных транспортных коридоров на всем евразийском пространстве. В этих условиях стороны и ЕЭК продолжают развитие евразийских транспортных коридоров и реализацию приоритетных интеграционных и инфраструктурных проектов в сфере транспорта. Чтобы обеспечить свободу перемещения товаров и грузов по территории государств-членов Союза, ведется мониторинг ситуации в пунктах пропуска, расположенных на таможенных и на внутренних границах между государствами-членами. Активно формируется право в сфере транспорта, основанное на Договоре о ЕАЭС, подписанном 29 мая 2014 года, и на Решении Высшего совета ЕАЭС от 11 декабря 2020 года «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».

На заседании межправительственного совета был рассмотрен доклад за 2022 год о создании и развитии транспортной инфраструктуры на территории государств-членов ЕЭК в направлениях «восток-запад», «север-юг», в том числе в рамках сопряжения китайской инициативы «Один пояс – один путь». Доклад готовится ежегодно, в него включены вопросы о реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры, предложения по сопряжению проектов и развитию транспортной инфраструктуры «восток-запад», «север-юг». Доклад направлен на реализацию инициатив лидеров наших государств о приоритетных интеграционных и инфраструктурных проектах в сфере транспорта. Недаром говорится, что транспортные магистрали – основная артерия жизнедеятельности страны и ключ для процветания и развития. Это основной посыл, заложенный в этом докладе.

Как именно меняется логистика?

Очевидно, что сегодня возросла актуальность новых устойчивых логистических цепочек и ускорения развития международных маршрутов. В условиях разворота грузопотоков на восток и в Азию новую жизнь обретают классические коридоры «Север-Юг», «Европа-Западный Китай», «Новый шелковый путь» и «Транскаспийский международный транспортный маршрут».

Какие страны участвуют в формировании направлений «север – юг» и «восток –запад»?

– Развитие международных транспортных коридоров – одна из самых важных стратегических задач евразийской экономической интеграции. По территориям государств ЕАЭС проходит сеть важнейших международных транспортных коридоров в автомобильном, железнодорожном сообщении. Они открывают новые перспективы и становятся связующим звеном между странами Европы, Азии и Ближнего Востока. Соглашение о МТК «Север-Юг» в 2000 году подписали Россия, Иран, Индия, Оман. Позже к нему присоединились еще десятки стран. Среди них Азербайджан, Турция, Армения, Казахстан. Предполагалось, что маршрут свяжет Индию со странами Прибалтики, а Россия будет транзитной страной, однако политическая ситуация внесла свои коррективы. Но это не останавливает развитие наших транспортников и дальнейшее сотрудничество.

Если говорить о направлении «восток-запад» или Транскаспийском транспортном маршруте, то туда входят такие страны, как Китай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Беларусь. Его южное направление развивают Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция. «Восток-запад» предназначен для роста грузопотоков из Китая в Турцию, а также в страны ЕС, и в обратном направлении.

Управляет транспортными коридорами консорциум этих стран. Как показывает статистика, сильно увеличился грузопоток по направлению «север-юг». Грузооборот в 2022 году достиг 3 млн тонн, а в первом квартале 2023 года 800 тысяч тонн, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 72%.

Какие первоочередные проблемы, как они решаются?

Это создание и обновление инфраструктуры, увеличение пропускной способности автомобильных, железных дорог, портов, пунктов пропуска, инфраструктуры, внутреннего водного транспорта. Решение нормативно-организационных вопросов, связанных с логистическими сервисами, условиями перевозки, упрощением таможенных, фитосанитарных, ветеринарных процедур, а также повышением инвестиционной привлекательности наших совместных проектов. Актуализируется правовая база, определяющая условия их функционирования. Расширяется сеть маршрутов и растет количественный состав стран и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в этом направлении управления коридорами.

Что страны планируют сделать на национальном уровне для развития транспортной инфраструктуры?

– Транспортная инфраструктура и транспортные магистрали для каждой страны носят стратегический характер и формируют единое транспортное пространство. Это обеспечивает беспрепятственное перемещение грузов и выстраивание общей логистической цепочки для всей пятерки стран. Лидеры государств-участников Евразийского союза на прошедшем 24-25 мая Евразийском экономическом форуме единодушно выразили желание укреплять бесшовность перевозок и оптимизацию процедур на евразийском пространстве.

К примеру, проект по строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан недавно обсуждался на саммите «Китай – Центральная Азия». Был подписан документ, направленный на его реализацию. Хотя проект не входит в перечень приоритетных, это очень важный инфраструктурный объект для региона, позволяющий создавать новые железнодорожные маршруты. При его дальнейшем развитии можно будет организовать перевозку из Китая в Европу и в Турцию через Кыргызстан и Узбекистан и также в обратном направлении.

Есть и другие проекты и решения, соответствующие национальным планам по развитию инфраструктуры. Например, строительство дороги «Север-Юг» в Армении, ввод в эксплуатацию после ремонта и строительство новых дорог в Беларуси, реабилитация 1650 км автомобильных дорог, входящих в международные коридоры, в Кыргызстане. В России это строительство 8,5 тысяч автодорог и дополнительных путей протяженностью 1800 км до 2025 года. У каждой страны есть своя транспортная стратегия и свой стратегический план развития транспортных коридоров.

Что от этого получат бизнес и экономики стран ЕАЭС?

– Например, строительство дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан увеличит товарооборот между странами, позволит выстроить новые логистические маршруты, сократить поставку грузов не только в страны маршрута, но и в другие регионы. В конечном итоге появятся новые возможности для развития приграничных, придорожных территорий, что положительно повлияет на экономику наших стран и увеличит инвестиционный и логистический потенциал Центрально-Азиатского региона.

РФ недавно подписала межправительственное соглашение о строительстве участка железной дороги в контексте развития направления «Север-Юг», оно начнется в этом году. Этот перспективный проект позволит ускорить движение на данном направлении. В ближайшей перспективе российская сторона также планирует развитие железнодорожной инфраструктуры грузовых перевозок «Север-Юг» в трехстороннем формате – с участием Азербайджана и Ирана. Развитие данного коридора подкреплено Казахстаном и строительством портовых терминальных мощностей на Каспии. Руководство страны видит необходимость развития транспортного коридора «Север-Юг» в сопряжении с транскаспийскими маршрутами.

Всего подписали и согласовали семь проектов, шесть из которых – проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог и один железнодорожный маршрут. Сейчас мы думаем о механизме развития данных проектов. Между тем, есть национальные транспортные проекты, не включенные в общий перечень, но он открытый, его возможно расширять. Они могут нести свой интеграционный эффект для развития нашего союза в целом. Нам очень важно выстроить опорную сеть транспортной коммуникации. От этого выиграют все: и бизнес, и граждане, и экономика. Система должна строиться на четырех составляющих – скорость, сохранность, стоимость и стабильность.