Войти в почту

Ученые придумали, как уменьшить число ДТП из-за невнимательности водителей

Андрагог и нейропсихолог из Екатеринбурга Наталья Вербицкая разработала методику, благодаря которой водители смогут предвидеть ДТП. Цель доктора педагогических наук, профессора глобальная - снизить аварийность из-за невнимательности автомобилистов. В исследовании приняли участие 150 водителей. 43 тренера, прошедшие обучение, будут делиться полезным опытом в автошколах города. Кроме того, инициативой заинтересовались кураторы нацпроекта "Безопасные качественные автомобильные дороги".

Ученые придумали, как уменьшить число ДТП из-за невнимательности водителей
© Российская Газета

Шапочка с электродами

Не заметил, устал, не выспался, нет напарника в долгом пути или веселого собеседника, поэтому поздно среагировал... Даже опытные водители рискуют на дороге допустить ошибку, иногда фатальную. Чтобы научить водителей предугадывать риски при управлении автомобилем, исследователь предлагает обратить внимание на нейромодулирование. Электроэнцефалограф во время тестирования показывает водителю его собственный мозг в критические моменты: человек садится перед монитором с видеороликами, на голову надевают нечто напоминающее шапочку с электродами, а ученые наблюдают за потенциалом головного мозга испытуемого. Для объективной картины тестирование проводят в момент поездки. Ученые создали 700 тренировочных роликов трех уровней для водителей категорий "B" и "E".

- В свое время я начинала прорабатывать эту идею на базе Лесотехнического университета совместно с финскими компаниями, заинтересованными в подготовке операторов лесозаготовительных машин и водителей длинномеров-тягачей "Вольво" и "Рено". Тогда появилась первая лаборатория нейротипирования. Сейчас идет процесс патентования проверенных методик, - уточняет профессор.

Реакция страха

Видеоматериалы скомпонованы таким образом, чтобы проверить водителя на максимально возможное количество рисков. Ролик моделируется по принципу: чем ближе к реальным условиям, тем лучше: зима-лето, темное-светлое время суток, дождь, гололедица, туман. В какой-то ситуации водителю некомфортно, ему все мешает, однако необходимо сконцентрироваться, но при этом не напрягаться. Мозг должен быть готов среагировать сразу на три блока опасностей. Первый - объекты: пешеходы, животные, встречные машины. Второй - ориентация в пространстве: полосы движения, интервал, дистанция. Третий блок - временной зазор: правильное время обгона, поворота, выбора выезда на встречную полосу.

- Мы унаследовали от предков первичную реакцию страха. Она близка к поведению животных: замри, беги или дерись. Кто-то замирает, открыв рот, кто-то пытается спрятаться, некоторые водители выбегают и начинают кулаками доказывать свою правоту - результат заложенной веками реакции. Но что делаем мы? Заставляем мозг обрабатывать страх через лобную долю - через мышление. Этот процесс можно и нужно тренировать, - считает Наталья Вербицкая.

Методикой Вербицкой заинтересовались кураторы нацпроекта, посвященного безопасности дорог. Фото: Борис Ярков

Буфер безопасности

В итоге тренировок у каждого испытуемого формируется буфер безопасности - пространственно-временной зазор для принятия решений. Три-шесть секунд - время для понимания того, что может случиться, и возможности избежать опасности. С каждой последующей тренировкой время для выработки грамотного решения растет. В период обучения страх водителя переходит от первичного во вторичный контур осознанного реагирования, что отражается на электроэнцефалографе. Ученым помогают оценить готовность водителя к рискам шесть групп волн мозговой активности и цветовая амплитуда, которая может меняться в зависимости от напряжения, охватившего человека, от сине-голубого до красно-кирпичного цвета.

- Для каждого занятия мозг использует все волны, объединяя их в особые ансамбли, называемые нейропаттернами. Каждая волна выполняет свою функцию. Например, медленные тета-волны отвечают за взаимодействие с памятью, дельта - отражают мыслительные процессы, красные - альфа - показывают процесс поддержания жизни, - поясняет исследователь.

Для водителя, натренированного по нейрометодике, вождение становится похожим на процесс чтения книги - таким же естественным и комфортным. Если сила сигнала датчика, закрепленного на голове, большая, значит, мозг тратит много усилий. Это происходит, к примеру, когда человек щурится, так как не видит четко дорогу. Эталоном считаются зеленые дельта-волны.

Признание скептика

Скептики в числе первых пришли на занятия, посвященные предупреждению рисков дорожного движения. Елене Родькиной с 20-летним стажем вождения казалось, что очередная контора готовится складывать деньги в карман, красиво описывая преимущества тренировок, ведь ничему новому научиться уже нельзя. На практике оказалось совсем иначе: излишняя самоуверенность за рулем только мешает.

- После первого онлайн-занятия я мало что поняла. Но, раз были ошибки во время теста, пришла на групповую тренировку. Где-то я считала, что смогу затормозить, не учитывая близость пешехода, где-то недооценила погодные условия и видимость, резкие повороты, ограничение обзора. Водитель, испытав себя на таких занятиях, включает внутренний самоконтроль, - поделилась Елена.

Концентрируй внимание

Тем, кто занят на межрегиональных перевозках, не надо объяснять, как рассеивается внимание водителя. Режим труда и отдыха у многих из них нарушен. Как рассказала руководитель представительства по Свердловской области Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Анна Петрова, в среднем водители большегрузной техники находятся за рулем по двенадцать часов в день. При 56-часовой рабочей неделе выработка доходит до 80 часов. Хотя существуют нормы: в зимний период - 400, в летний - 500 километров в сутки, и каждый километр испытывает водителя на прочность и выдержку. Зачастую водители преодолевают по 800-1000 километров. После поломок и длительного простоя дальнобойщики стремятся наверстать время в пути.

- Думаю, нужны регулярные тренировки для концентрации внимания. Понятно, что опытный водитель способен адекватно оценить ситуацию на дороге и за считаные секунды избежать аварии. Но есть и те, кто склонен к эмоциям, а паника - не самый лучший помощник за рулем. Плюс не стоит забывать: когда водитель двигается 300-500 километров без остановки, он становится рассеянным, а до пункта назначения еще далеко, - говорит Анна Петрова.

- Курс тренировок поможет автомобилистам-новичкам справиться с волнением, адаптироваться к движению на трассе. Даже если эта технология спасет хоть одну жизнь, значит, разработчики не зря трудились, - отмечает заместитель руководителя автошколы "Зеленый свет" Андрей Ивкин.

Кстати

При разработке нейротренинга Наталья Вербицкая изучила Hazard perception test - тест на восприятие опасности - часть экзамена по вождению в Соединенном Королевстве, Евросоюзе, Америке, Канаде и Австралии. Его проводят для проверки способности кандидата фиксировать ситуации, требующие принятия определенных решений, таких как изменение скорости или направления. Если верить открытым данным, за рубежом благодаря внедрению аналогичной комплексной методики на дорогах общего пользования аварийность упала на 20-30 процентов, среди водителей-профессионалов этот показатель снизился на 60-80 процентов.

На заметку

Более 36 тысяч уральцев сдали экзамены на получение водительских прав с начала 2023 года. В среднем автоинспекторы принимают по 300 экзаменов в день у желающих стать водителями и тех, кого ранее лишили по суду водительского удостоверения. В 80 автошколах прошло 14 тысяч теоретических и 22 800 практических экзаменов в различных условиях. По статистике областной Госавтоинспекции, за пять месяцев 2023-го зафиксировано 66 ДТП по вине водителей, опыт которых не превышал двух лет, - на 44 процента больше, чем за аналогичный период 2022-го. 90 человек получили травмы - рост по сравнению с прошлым годом на 45 процентов.