Войти в почту

Почему в Ярославской области оказались самые плохие дороги в ЦФО

По итогам 2022 года Ярославская область оказалась самым бездорожным регионом Центральной России - об этом говорят опубликованные в начале июля данные РИА Рейтинг. Лишь 34,8 процента ярославских дорог регионального, межмуниципального и местного значения отвечали в прошлом году нормативным требованиям. В причинах такого антирекорда разбирался корреспондент "РГ".

Почему в Ярославской области оказались самые плохие дороги в ЦФО
© Российская Газета

Глубокие моменты

Несомненным лидером в деле строительства, ремонта и содержания дорог в ЦФО после Москвы стала Белгородская область, где в нормативном состоянии находятся 77 процентов трасс - при том, что на тысячу квадратных километров здесь приходится 744,4 километра дорог с твердым покрытием, что тоже один из самых лучших показателей в федеральном округе после Москвы.

У Липецкой области, занявшей третье место среди регионов Центральной России, в хорошем состоянии 60,6 процента трасс при плотности заасфальтированных дорог 564,4 километра на тысячу квадратных километров. Следом идет Тверская область, где дорог достойного качества 59 процентов (плотность - 256,9). А вот к нижней, ярославской, планке близки Рязанская область, где нет претензий только к 36 процентам трасс, и Тамбовская с показателем 38,7.

О том, что рейтинг в общем соответствует реалиям, говорит никогда не уходящая из ярославских соцсетей дорожная тема, особенно громко звучащая по весне. После схода снега и до начала сезона ямочных ремонтов передвигаться по некоторым дорогам даже областного центра бывает нелегко. К примеру, минувшей весной на подъезде к популярным гипермаркетам, расположенным за городом в ярославском левобережье, не рисковали только, наверное, внедорожники, потому что на отремонтированном в 2021 году проспекте Машиностроителей был оставлен в "первозданном" виде отрезок дороги на границе Заволжского и Ярославского районов, превратившийся к 2023 году просто в какую-то полосу препятствий (к радости автомобилистов, капитальный ремонт там наконец-то начинается).

В этой связи вспоминается интервью для "РГ" бывшего мэра Ярославля Владимира Волкова, который в 2019 году уверенно заявлял, что созданное в городе муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) по ремонту дорог позволит "закрыть абсолютно все ярославские ямы за ближайшие пару лет". Мэр Волков ушел с поста в 2022 году, МБУ, на содержании которого находится 387 километров городских дорог, судя по информации на сайте мэрии, работает в две смены круглосуточно, но ям год от года меньше не становится. Хотя летом самые острые (точнее - глубокие) моменты, как правило, сглаживаются асфальтобетонной смесью.

Порой конкурсы выигрывают дорожные организации, не имеющие достаточного количества техники, опыта, — более того, провалившие предыдущие объекты

Нелогичные контракты

Председатель общественного совета при департаменте городского хозяйства мэрии Ярославля, доктор технических наук, профессор Лев Размолодин видит причину неказистого положения региона в рейтинге в федеральном законе 44-ФЗ о госзакупках и его подзаконных актах, позволяющих строить и ремонтировать дороги непрофильным организациям, а также в высоком уровне безответственности и скрытой коррупции. Еще в 2016 году в интервью "РГ" эксперт сетовал на то, что в качестве подрядчиков подчас выступают организации, сфера деятельности которых не имеет ничего общего со строительством и тем более дорожным. В качестве примера он называл руководителя подрядной организации, окончившего факультет физвоспитания. И на сегодняшний день не изменилось ничего, подчеркивает Лев Размолодин.

Согласен с коллегой и заместитель председателя общественного совета при департаменте регионального дорожного хозяйства, координатор проекта "Дороги Ярославля" Темур Абдуллаев.

- Очень часто контракты, которые распределяются между подрядчиками, мягко скажем, не совсем логичны, потому что есть организации, не умеющие работать, не имеющие достаточного количества техники, опыта, - более того, провалившие предыдущие объекты. Но при этом они все равно выигрывают конкурс. Они не умеют строить дороги, но почему-то строят. Вот какие напрашиваются мысли? - задается вопросом дорожный активист.

Вот пара недавних криминальных историй. В мае против одного из подрядчиков возбуждено уголовное дело за то, что в 2020 году при реализации нацпроекта БКД в регионе он применил некачественную асфальтобетонную смесь, которую изготовил на собственном заводе. В результате дорога ожидаемо быстро начала разрушаться. В левобережной части Тутаева осенью 2022 года при выполнении муниципального контракта по ремонту дороги на улице Толбухина подрядчик не сделал примыкания к дороге, но деньги за них от заказчика получил. Кроме того, что по этому факту возбуждено и расследуется уголовное дело, прокуратура области на днях направила в Арбитражный суд заявление о взыскании с подрядной организации в бюджет Тутаевского района четырех с лишним миллионов рублей.

По мнению общественников, есть претензии и к качеству проектов. Квалификация специалистов, которые сейчас занимаются проектированием дорог, к сожалению, не позволяет гарантировать высокий результат, считает Абдуллаев.

- Подчас это не проектирование, а просто составление сметы. Выходит на место сотрудник агентства по муниципальному заказу и говорит: "Тут асфальт пять сантиметров снимаем и пять обратно кладем, 10 метров бордюра сняли, столько же нового уложили". А то, что должны быть водоотведение, ливневки, другие моменты, просто не учитывается. В итоге подрядчик, даже если он хороший, выходит на объект и видит массу косяков. Но на их исправление деньги не заложены, - объясняет специалист.

Вопиющий пример - капремонт Добрынинского путепровода, который по нацпроекту БКД начался в 2019 году, но был приостановлен из-за того, что в процессе работ в новых конструкциях моста обнаружились серьезные дефекты, ставшие следствием ошибки проектировщиков. В результате стоимость капремонта серьезно подскочила. И кто понесет за это ответственность, до сих пор не известно, подчеркивает Лев Размолодин. К слову, в областной прокуратуре корреспонденту "РГ" сообщили, что это уголовное дело находится в производстве центрального аппарата МВД.

Указывают общественники и на недостаточное качество используемых дорожниками материалов, в частности битума, а также на многолетнее недофинансирование дорожных ремонтов, приводя несложный расклад: выделяемых тому же Ярославлю средств хватает на восстановление лишь 20-25 километров дорог в год - при том, что в областном центре их около 700. То есть, если даже исходить из того, что дорожное полотно может прослужить семь лет (хотя гарантийный срок - четыре года), в городе надо ежегодно ремонтировать по 100 километров. Что пока выглядит утопично.

"Латание дыр - деньги на ветер"

Губернатор региона Михаил Евраев (возглавил область осенью 2021 года) со своей стороны заверил, что у руководства региона "есть четкий план действий на ближайшие пять лет в сфере дорожного ремонта".

- Чтобы оставаться на месте, нужно бежать - это выражение как раз про общую ситуацию в дорожной отрасли. И мы стараемся бежать быстрее, чтобы не просто оставаться на месте, а продвигаться вперед, - заявил он. - Если в 2018 году было отремонтировано 275 километров региональных и муниципальных дорог, в 2021-м - более 350 километров, то в 2022-м - уже более 500 километров. В этом сезоне темпов не сбавляем и планируем сделать также больше 500 километров. Используем лимиты следующих лет, чтобы приводить в порядок дороги сейчас, а не когда-то в светлом будущем.

С его слов, несмотря на выделение огромных средств, "отрасль по-прежнему недофинансирована, реальная потребность в разы больше".

- Поэтому работу по увеличению дорожного фонда продолжаем, добавляем из всех возможных источников, - сообщил губернатор, добавив, что одновременно ужесточается контроль за качеством работ на всех этапах. Введены многоуровневые проверки, регулярные инспекции гарантийных объектов.

Что же касается ямочного ремонта, то его ярославские власти решили свести к минимуму, потому что, по словам Михаила Евраева, ежегодное латание дыр - это деньги на ветер. Будут ремонтировать так называемыми картами, то есть сразу большими участками.

Пост губернатора в его телеграм-канале с этой программой действий ярославцы комментировали как никакой другой. Проблема действительно наболевшая.

кстати

По данным правительства Ярославской области, в 2023 году в регионе будет отремонтировано 230 километров муниципальных дорог - на 60 километров больше, чем годом раньше. Серьезное финансирование на ремонт дорог получат Ярославль, Рыбинск, Углич, Ростов Великий, Переславль-Залесский. По словам губернатора Михаила Евраева, средства на ремонт муниципальных дорог зачастую выделялись по остаточному принципу и в небольшом объеме, потому что в приоритете были региональные трассы, из-за этого муниципальные дороги оказались очень запущенными. "Чтобы наверстать, выделяем на их ремонт из бюджета 2023 года беспрецедентную сумму - 6,4 миллиарда рублей. Это на два миллиарда больше, чем в прошлом году. Кроме того, часть улиц будем делать опережающими темпами за счет средств 2024 года. На эти цели предусмотрено 5,5 миллиарда рублей", - сообщил глава области.