Войти в почту

Соцкоординатор идет к пациенту: как работает социальная служба в московских больницах

Выявить потребность пациента в немедицинской помощи — главная задача сотрудников социальной службы в больницах. Трудные обстоятельства, потеря навыков самообслуживания, тревожные состояния - специалисты не оставят человека один на один с проблемой.

Соцкоординатор идет к пациенту: как работает социальная служба в московских больницах
© Вечерняя Москва

В основе работы социальных координаторов в больницах лежит проактивный подход. Специалисты не только откликаются на запросы врачей, но также самостоятельно находят пациентов, которым требуется поддержка. Особенно в заботе нуждаются пожилые, люди с инвалидностью, семьи с детьми, бездомные. Специалисты оказывают комплексное социальное сопровождение во время госпитализации и заранее позаботятся о решении тех проблем, с которыми могут столкнуться пациенты после выписки.

Так, в Городской клинической больнице имени С.П. Боткина пожилая москвичка проходила длительное лечение. Женщина поделилась с социальным координатором, что устала от больничной обстановки и очень хочет домой, ее нога была в гипсе, что причиняло много неудобств. Врачи говорили, что гипс снимут только через два месяца, но при этом в больничном уходе бабушка уже не нуждается и может быть выписана. Только дома пациентку никто не ждал, она жила одна.

— Требовалось разработать индивидуальную программу социального обслуживания на дому, ведь даже просто передвигаться в гипсе пожилому человеку проблематично, не говоря уже об уходе за собой. Мы пригласили социального инспектора, который определил, какие ограничения в движениях имеет бабушка, после чего запустили процесс оформления услуг соцработника на дому. Теперь врачи могли с легким сердцем выписать одинокую пациентку, а социальные координаторы помогли ей добраться домой. Уверена, что родные стены и забота помощника вселят спокойствие нашей пациентке, и она быстрее пойдет на поправку, — считает старший социальный координатор больницы Ирина Локтева.

Эмоциональная составляющая играет немаловажную роль в скорейшем выздоровлении пациентов, и порой социальные координаторы помогают людям стабилизировать их состояние. В Городской клинической больнице имени С.С. Юдина во время утреннего обхода социальные координаторы познакомились с новым пациентом - мужчина был в смятении и не знал, что делать. Он потерял и верхнюю одежду, и телефон, и документы, и попросил о помощи, ведь обратиться больше не к кому - в Москве ни одного близкого человека.

— В такие моменты важно выслушать пациента и успокоить. Мы выяснили, что мужчину привезла скорая помощь из медицинского центра, куда он обратился за консультацией, но его отправили в приемное отделение нашей больницы с обострением хронического заболевания. Конечно, от волнения ни названия, ни адреса учреждения он не смог вспомнить. Социальные координаторы нашли всю информацию и связались с медицинским центром. Все вещи нашлись там. По нашей заявке к ним вышел районный социальный работник, который забрал вещи и доставил нашему пациенту в больницу. Тревоги остались позади, и мужчина настроился на лечение,— делится старший социальный координатор Елена Доронина.

В другой ситуации социальные координаторы помогли справиться с трудностями всей московской семье. В Городской клинической больнице имени В.В. Вересаева врачи провели сложную операцию пожилой женщине. Будущее пациентки не вызывало опасений, но о ее здоровье беспокоился муж и ждал супругу дома. Социальные координаторы увидели лежачую пациентку и во всех деталях расспросили бабушку, с кем она живет и в каких условиях.

— Женщина заплакала и призналась, что не знает, как жить дальше, потому что не хотела взваливать заботу о себе на родных, которые по состоянию здоровья не могли обеспечить пациентке уход. Мы предложили ей провести функциональную диагностику и оформить документы для временного проживания в геронтологическом центре. Женщина с благодарностью согласилась. В день выписки мы нашли транспорт, и в сопровождении социального работника она поехала в пансионат. Здесь бабушке обеспечат качественный уход, помогут восстановиться, а близкие смогут навещать ее. Супругу мы рассказали, что он может воспользоваться помощью соцработника на дому, и объяснили, с чего начать оформление, — говорит старший социальный координатор Анна Сергеева.

Социальные координаторы работают в 33 учреждениях столичного здравоохранения. Специалисты берут на себя важные немедицинские вопросы, чем освобождают время врачей для лечения пациентов - они ищут родственников, помогают с документами, организуют и сопровождают выписку пациентов, лишенных заботы родных людей. В службе работают психологи, которые помогают пациентам и их близким справиться со сложными эмоциями.