Войти в почту

Приморцы просят генпрокурора разобраться с дорогами и мостами по всей России

Ассоциация юридической помощи пользователям автомобильных дорог написала обширное письмо генеральному прокурору России Игорю Краснову с просьбой проверить качество дорог и мостов не только на Дальнем Востоке, но и в ряде других регионов страны, а заодно и обратить внимание на «странности» в уголовных делах по ряду резонансных ДТП, сообщает ИА DEITA.RU.

Приморцы просят генпрокурора разобраться с дорогами и мостами по всей России
© Deita.ru

На нескольких десятках страниц директор зарегистрированной в приморском городе Артеме Ассоциации Николай Шемчук привел ряд примеров несоответствия, а иногда даже преступного несоответствия, элементов российских мостов не только современным реалиям, но и установленным на законодательном уровне требованиям безопасности. Ограждения магистралей и мостовых переходов не справились со своей прямой задачей – не удержали автопоезда и автобусы от падения, что в некоторых случаях привело к человеческим жертвам и вызвало широкий общественный резонанс.

«Наше обращение касается ограждений, которые устанавливают на мостах в стране. Несмотря на все СанПины, ГОСТы, документы, ограждения на мостах устанавливают не соответствующие. Об этом говорит даже весенняя трагедия на реке Хор, когда большегруз вместе с водителем ушел в воду. По СанПину должны были одно поставить, а установили совершено другое ограждение», – рассказал Николай Шемчук.

Однако часто речь идет не только и не столько о прямых нарушениях, а о несоответствии технических заданий от хозяев дорог и госзаказчиков объективной реальности современного транспортного сообщения. Так, например, допускаемое ГОСТом ограждение высотой 0,75 метра с удерживающей способностью У4 может удержать на мосту и не допустить опрокидывание легкового автомобиля массой 1 тонна, автобуса массой 15 тонн или грузового автомобиля массой 16 тонн, но не автопоезда массой 35 тонн, доля которых в объеме грузоперевозок региона растет год от года.

В результате случаются дорожно-транспортные происшествия, аналогичные произошедшему в апреле 2023 года на реке Хор. Тогда большегруз, уходя от столкновения с автомобилем, пробил ограждение моста и упал в воду. В результате аварии погиб водитель, а его супруга смогла доплыть до берега. Также в реку попали опасные химикаты, которые перевозил автопоезд.

По мнению эксперта, причиной опрокидывания в воду стала, в том числе, установка хотя и допущенных ГОСТом, но, вероятно, недостаточных, ограждений высотой всего 0,75 метра вместо запланированных первоначальным техзаданием - 1,1 м.

Согласно данным Ассоциации, на большинстве мостов не только в ДФО, но и в других регионах РФ устанавливаются ограждения, которые неспособны удержать не только большегрузы, но и пассажирские автобусы. В письме они приводят в пример трагическую аварию с автобусом в Забайкальском крае, которая произошла в 2019 году. Тогда погибло почти 20 человек, а всего пострадало почти 50 пассажиров.

В Ассоциации уверены, что причиной потери управления транспортным средством в данном ДТП стало скользкое дорожное полотно на мосту: водитель не справился с управление и наехал на ограждение, которое послужило трамплином. В обращении уточняется, что высота ограждения должна была составлять не менее 0,75 метра, а по факту была 0,5 метра. В результате транспортное средство вместе с пассажирами упало на замершую реку. По факту было возбуждено уголовное дело, на результаты которого общественники и просят обратить внимание Генпрокурора.

Не оставили члены Ассоциации без внимания и родное для них Приморье. Они приводят в пример мост в селе Анучино через реку Арсеньевка, а также дорогу в самом селе, которая проходит вдоль реки. Если на мосту барьерное ограждение составляет 0,35 м, то вдоль реки вообще не установлены ограждения. Ассоциация даже обращалась с просьбой установить там ограждение, однако сделать это пообещали «только после смертельного ДТП».

«Ответ должностного лица был мотивирован тем, что данный участок автомобильной дороги не является местом концентрации дорожно-транспортных происшествий», – рассказал Николай Шемчук.

Пишут члены ассоциации генпрокурору и о том, что на повороте с автомобильной дороги пос. Новый – полуостров Де-Фриз – Седанка – бухта Патрокл уже более трех лет отсутствует участок металлического барьерного ограждения.

По мнению опрошенных DEITA.RU экспертов в области дорожного строительства, зачастую одной из основных причин несоответствующего ремонта или строительства как самих магистралей, так и объектов дорожной инфраструктуры становится «суровая необходимость» сделать «как можно больше за как можно меньшие деньги». Отсюда и проистекают ориентация не на соответствие требованиям времени, а на то, чтобы дотянуть уровень выполненных работ до хотя бы минимальных требований ГОСТов, и пренебрежение новыми технологиями, хотя в дальнейшем они помогли бы сэкономить владельцам автодорог значительные средства. А иногда приходится сталкиваться даже с несоответствием проектной документации реальному состоянию дел на местности – характеру грунтов, подземным водам и т.п., все делается в итоге «с колес».

Между тем, многие граждане даже не знают, какими должны быть дороги и каким требованиям безопасности соответствовать.

Так, например, в соответствии с пунктом 8.2.5 ГОСТ 33129, при оценке эксплуатационного состояния дорожных ограждений проверяются их: 1. конструктивная целостность; 2. надежность крепления всех элементов; 3. отсутствие коррозионных повреждений; 4. наличие световозвращающих элементов; 5. степень загрязнения; 6. высота установки. Если водитель не видит всего этого – уже есть повод жаловаться и требовать соблюдения своих законных прав.

А если большегруз или, не дай Бог, автобус вдруг в результате ДТП слетел с моста – это не просто стечение обстоятельств, а тоже нарушение. Потому что «в силу пункта 6.7.4 ГОСТ 33129 при наезде автопоезда на ограждение мостовой группы не должно быть: разрушения конструкции дорожной одежды в зоне расположения закладных деталей, к которым крепятся стойки; повреждения плиты в месте анкеровки ограждений; разрывов анкеров закладных деталей». Как считают в Ассоциации, лица, ответственные за эксплуатацию и строительство дорог, должны помнить: в силу статьи 24 Закона № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.