Скоростемер, который придумал Парубочий: патриарх челябинского ГАИ рассказал о службе, курьёзах и изобретениях

Вячеслав Парубочий — бывший начальник ГИБДД Челябинской области и наставник нескольких поколений госавтоинспекторов. В свое время он привел региональное ГАИ к статусу лучшей в стране. Службе отдал 34 года и говорит, что это было настоящее призвание. О том, как тянули лямку рядовые гаишники в СССР и почему эта работа только для сильных духом, Вячеслав Карпович рассказал «Хорошим новостям» во время празднования своего юбилея. Патриарху челябинского ГАИ исполнилось 80 лет. 25-летний Вячеслав — идейный коммунист — работал водителем на автобазе. Как-то раз его вызвали в райком партии, где бескомпромиссно сказали: «Будешь дорожным инспектором». Надо так надо. На предложение направить коммуниста Парубочего в школу милиции все на собрании отреагировали единогласным «за», а Вячеслав отправился учиться в Саратов. «Я даже не думал, клянусь, даже близко не думал никогда о милиции. Но вот направили — я два года отучился, потом направили в центральный райотдел, и я начал работать госавтоинспектором, потом меня назначили начальником отделения ГАИ района. Шесть лет начальником ГАИ района отработал, потом назначили начальником отдела дорожно-патрульной службы, потом замначальника управления ГАИ, начальником. Вот так, потихоньку, вырос до начальника ГАИ области». Родился Вячеслав Карпович 1 сентября 1943 года в Берлине, в нашем, южноуральском. В последствии этот факт его биографии приводил коллег в шок: как советский гражданин мог родиться в Берлине, да еще и в 1943 году? «Когда я ездил в командировку в Париж (не в южноуральском, а в столице Франции. прим. ред.) там была замначальника транспортного управления с Хакассии. И что-то я упомянул, что родился в Берлине. А она мне — „не может быть!“ И давай спорить со мной, даже поставила две бутылки коньяка, если я докажу, что в Берлине родился. Я ей паспорт показал — мол, смотри, Берлин. А она и не заметила, что там написано село Берлин, Челябинская область!» Седьмой ребенок в семье, единственный получивший высшее образование, Вячеслав Карпович до службы в ГАИ успел поработать и шофером, и трактористом, и комбайнером — Парубочий признается, что с детства мечтал управлять автомобилем. А судьба так и связывала молодого жителя Челябинской области с «баранкой», хоть впоследствии Парубочий и занял противоположную сторону — строго следил за другими автомобилистами. Вячеслав Карпович признается, что он не Хазанов и не Винокур, чтобы рассказывать веселые истории из жизни, ведь, как он говорит, «работа в милиции — трагичная. С трупами, с убийствами, с дорожно-транспортными происшествиями». За годы работы бывали разные случаи: и погони, и страшные аварии. Одна из таких произошла 15 января 1984 года в районе Новосинеглазово, когда пьяный водитель влетел в автобус. 17 погибших и еще 37 искалеченных пассажиров — столько жертв стоили желанию выпить и сесть за руль. Вячеславу Карповичу, работавшему на месте ДТП, пришлось избавиться от формы. Пальто, китель и брюки были настолько пропитаны кровью, что оставалось только сжечь одежду.А вот про погони Вячеслав Карпович рассказывает, как о чем-то само собой разумеющемся: «Погонь-то много было. Ну, что, догнал да задержал, что там». В общей сложности, службе Вячеслав Карпович отдал 34 года, 1 месяц и 14 дней. С шести утра и до поздней ночи, в выходные и праздники — все время на рабочем месте или на телефоне — вот какая она, работа в ГАИ. Впрочем легендой Вячеслава называют не из-за хорошей службы. Таких сотрудников в ГИБДД области было много. Он прославился за счет всех нововведений, внедренных в работу. Так, к 65-летиию Госавтоинспекции Парубочий принимал участие в разработке логотипа ГИБДД Челябинской области, здание ГАИ в Ленинском районе было с нуля воздвигнуто с подачи именно Вячеслава Карповича, а еще котельная, тир, здание Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела, столовая. Последнюю Вячеслав Карпович особенно хвалит и называет лучшей столовой того времени в Челябинской области с новейшим оборудованием. Рассказывает, что в эту первую бюджетную столовую забегали пообедать с УВД, из-за чего пришлось ввести пропускной режим: «А зачем я их должен кормить? Сделаем пропуска!» — принял в свое время строгое решение Парубочий, за что на него очень обижался начальник УВД. «Если меня разозлят — у меня под каждым углом в этом здании [ГАИ] лично мои копейки лежат. Я под каждый угол положил денюжку. И как вот разозлят меня — я заберу деньги, и здание упадет!», — шутит Вячеслав Карпович. Другим новшеством Парубочего, позаимствованным впоследствии по всей стране, стал скоростемер, разработанный в НИИ при радиозаводе. Скоростемеры того времени снимали максимальную скорость, но после остановки автомобиля значение стиралось, и водителям приходилось говорить, что они превысили скорость, не имея при этом никаких доказательств. Чтобы исправить эту ситуацию, Вячеслав Карпович лично обратился в НИИ с просьбой сделать прибор, который будет фиксировать максимальную скорость и точное время, во сколько происходил замер, а значение бы не пропадало после остановки машины. Устройство разработали и сделали буквально за пару месяцев. Вячеслав Карпович назвал ПФС — прибор фиксации скорости, а на испытаниях оно сразу же выявило своего первого нарушителя — корреспондента газеты «Правда». Пойманный гонщик тут же написал о передовой разработке челябинской автоинспекции, а один из экземпляров газеты попал на стол начальнику Главка. Удивительный прибор заинтересовал автоинспекторов Москвы, и после небольшой доработки был отправлен во все уголки страны. Так автоинспекторы и приборостроители Челябинской области произвели настоящий фурор своим изобретением. ​В 1999 году с Вячеславом Карповичем произошла еще одна удивительная история. В те годы после инспекторских проверок управлений многие руководители получали строгие выговоры или даже лишались работы. «За всю историю СССР, РСФСР и Российской Федерации второй случай оценки „отлично“ произошел именно в Челябинской области», — с гордостью рассказал нам Вячеслав Карпович. С самим инспектором Вячеслав Карпович даже и не виделся во время проверки. «Я гляжу, какой-то он немножко напыщенный. А я тоже не из деревни последней. Из Берлина все-таки! Ну, вот десять дней он сидел в кабинете, я к нему ни разу — и он ко мне ни разу. На одиннадцатый день он заходит ко мне, закуривает. И вот дословно передаю его слова: „Я работал начальником ГАИ, объехал уже половину России, но такой организации работы как у вас даже Главку надо поучиться“», — делится Вячеслав Карпович. И добавляет, что даже министр на коллегии сказал начальнику УВД, что единственная служба, которая работает в области, — это Госавтоинспекция. По итогам безупречно пройденной проверки Вячеслав Карпович даже получил наградной пистолет Макарова. «Но это не моя лично заслуга, это заслуга управления всего! Я-то чего? Главное — это подобрать кадры, расставить правильно и смотреть за ними, наблюдать, требовать, заставлять. И самому быть примером, и все. Никаких трудов нет. Кадры решают все!» Вся жизнь и карьера Вячеслава Карповича складывалась из случайностей — порой трагичных, порой счастливых и удивительных. Как-то, будучи в гостях у своего отца в Южноуральске, Парубочий срочно понадобился на службе в Челябинске. Вот только машины у Вячеслава Карповича не было. И тогда за Парубочим отправили вертолет! Он приземлился на площадке перед Администрацией Южноуральска и очень удивил всех местных жителей. Зато отец потом с гордостью рассказывал всем, что за его Славкой вертолет прилетал! Другая история приключилась с Вячеславом Карповичем, когда он уже оставил работу в ГАИ и возглавил агентство воздушных сообщений. Во время командировки в Париже Парубочий попал на празднование Дня взятия Бастилии. Во время торжественного митинга на Елисейских полях Вячеслав Карпович несколько раз отвлекся на свои часы, а потом решил пошутить что договаривался в 11 часов встретиться здесь с Жаком Шираком (президент Франции 1995-2007 гг. прим. ред.), а его все нет и нет. И прямо в этот момент мимо них проезжает хаммер, а в нем — кто бы мог подумать — Жак Ширак! И едет от Вячеслава Карповича на расстоянии пары-тройки метров, сам смотрит на свои часы и оглядывается по сторонам, будто ищет нашего героя, с которым бы мог договариваться о встрече в это время. Ну, Парубочий не растерялся и помахал Шираку рукой со словами «привет-привет!», чем очень удивил собравшихся. А потом еще и сказал всем, что с сыном Ширака учился вместе в в академии, а вечером поедет к ним в гости. На какое-то время Парубочий и позабыл о своей шутке, но через 10 лет один из товарищей спросил у Вячеслава Карповича, не поддерживает ли он до сих пор отношения с Шираком? Вот тогда-то и пришлось шутнику признаться, что это был вот такой удивительный розыгрыш.До сих пор Вячеслав Карпович с теплом вспоминает о своей работе, такой удивительной и важной: «Работник Госавтоинспекции с утра начинает встречаться с дворником, и так до президента. Каждый день он встречается со всеми категориями людей. И надо к людям относиться с душой, не держимордой быть, как некоторые инспекторы!» А еще по секрету делится, что даже сейчас учит молодых инспекторов, которые его иногда останавливают. Так, например, поправляет тех, кто представляется ему сотрудником «городского ГАИ»: «Городское ГАИ? Что это за городское ГАИ? ГАИ — она, городская, инспекция ведь! Да и ты не в городской ГАИ работаешь, а в отдельном полку дорожно-патрульной службы! Все вас учу, а толку нет!».Однако ничего особенного в своей работе Вячеслав Карпович не видит и признается, что он никакой не великий, а самый простой и рядовой. Главное — много учиться, работать по совести и относиться к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.«Надо в человеке видеть не дурака. Тебе может и повезло, что ты стал начальником, но нижестоящего не надо видеть дураком, он еще умнее тебя может быть. И не может быть, а часто бывает так. Надо к человеку относиться как к человеку, как к работнику, а не как к рабу. И все, и больше ничего не надо», — делится секретом своей службы Вячеслав Карпович. Сейчас Вячеслав Карпович свое свободное время посвящает двум страстям — садоводству и охоте, и, конечно же, своей семье. В доме Парубочего трепетно чтятся традиции и память о своих предках — в комнатах то тут, то там развешены старые черно-белые фотографии родных, кабинет Вячеслава Карповича украшают восстановленная бабушкина прялка и медали его отца, заботливо спрятанные под стекло. К слову, отец юбиляра, Карп Дорофеевич, тоже является легендой, о чем даже свидетельствует почетный диплом. Дело в том, что Карп Дорофеевич, во-первых, отличался своим мужеством, а во-вторых, стал настоящим долгожителем Южноуральска — в 2007 году ему исполнилось 100 лет! Видимо, секретный рецепт долголетия передался и Вячеславу Карповичу, который в свои 80 лет ведет активный образ жизни и не сидит на месте, занимаясь то борьбой с оврагами вокруг близлежащих домов, то охотой на косуль, барсуков и рысей. Но главные трофеи Парубочего — это четыре медведя. Первого своего медведя охотник смог подстрелить в кромешной тьме, без долгого прицеливания и даже не зная, кто это крадется в папоротнике совсем близко — медведь, кабан или же другое животное. Но даже в таких условиях Вячеслав Карпович сумел произвести точный выстрел — не даром в доме хранятся почетные медали и грамоты охотника-любителя. Но с особой теплотой Вячеслав Карпович рассказывает о своем саде, и даже хвастается, что выращивал помидоры весом по полтора килограмма и больше. «У меня помидоры лучше арбуза!» — смеется Парубочий, а его супруга, Наталья Аркадьевна, добавляет, что называет этот сорт «Вячеслав Карпович».А вот рецепт счастья Вячеслава Карповича прост — главное относиться ко всем с добром и радоваться каждому дню и каждому человеку в своей жизни. А еще главное в жизни — любить. Любить без сложностей — любить, и все тут.

Скоростемер, который придумал Парубочий: патриарх челябинского ГАИ рассказал о службе, курьёзах и изобретениях
© Хорошие новости