Войти в почту

В столице Иркутской области привели в порядок 26 участков дорог

Задачи перед иркутскими дорожниками в этом году стояли непростые: с марта по октябрь привести в порядок, заасфальтировать и обустроить 23,7 километра городских дорог самого разного назначения. Причем сделать на совесть. Ведь будь то центральная магистраль или тихий переулок, по окончании работ дорожников ждет тщательная проверка.

В столице Иркутской области привели в порядок 26 участков дорог
© Российская Газета

Нацпроект в помощь

Как и обещал мэр Иркутска Руслан Болотов на итоговой пресс-конференции-2022, в текущем году по национальному проекту "Безопасные качественные дороги" крупные дорожные работы были проведены во всех округах областного центра. Капитальные ремонты были выполнены на улицах Академической, Полярной, Свердлова, Трилиссера, окружной дороге микрорайона Зеленого. Всего по нацпроекту более чем на 20 объектах обновили проезжую часть и тротуары, установили современное освещение и остановочные пункты.

Многие из объектов, преобразившись, возьмут на себя часть автомобильной нагрузки с центральных магистралей. Самый яркий пример - улица Полярная. Она проходит параллельно Трактовой, ведущей в микрорайоны Ленинского округа. И, например, из центральной части города в заводской микрорайон Иркутск2 удобней и быстрее добраться именно по ней. Кроме этого, Полярная оказалась и самым протяженным ремонтируемым участком в городе - 5,5 километра.

На большей части улицы снимали все слои, включая старый грунт, а затем заново укладывали согласно современным нормам: геотекстиль, щебень крупной фракции, песчано-гравийная смесь, и только после этого - финишное покрытие в два слоя. Конечно, предусмотрели и ливневую канализацию: дорога построена с уклонами от центра, а значит, вода будет стекать в лотки и уходить в нижние точки дороги - в колодцы для приема водостоков.

А главное, что изменилось на Полярной, - эта улица теперь удобна не только для транзитного транспорта, но и для пешеходов и велосипедистов. Потому что оснащена тротуарами, которых раньше здесь никогда не было. Причем шириной более двух метров!

Пешком без риска

К слову, тротуары в городе этим летом появились в самых нужных местах. Например, у железнодорожного вокзала. Там по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" продолжили ремонт улицы Терешковой, поднимающейся от вокзала к Свердловскому рынку. Пожалуй, все автомобилисты города знают это место как самое проблемное: торчащие из асфальта рельсы, пешеходы, идущие по проезжей части… Все, теперь можно забыть об этом! Здесь провели не только замену дорожного полотна, установили новые бордюры и четко выделили пешеходные зоны, но и поменяли трамвайные пути.

Мэр Иркутска Руслан Болотов сам неоднократно с проверками пешком проходил ремонтируемые участки, и, как выяснилось, не зря. Так, спускаясь по новенькому тротуару на улице Кожова, он отметил деталь: тротуар сужается в одном месте. Здесь же, на улице провели летучку и вместе с представителем подрядчика нашли оптимальное решение этой проблемы.

Да, были в городе места совсем без тротуаров. Как, например, на участке от остановки "Южная" до улицы Сеченова. Благодаря капитальному ремонту эти серьезные недочеты городской транспортной системы массово устраняются, а пешеходы и велосипедисты - вне опасности.

В самых нужных местах вдоль проезжей части появились широкие тротуары - передвигаться по Иркутску стало удобнее не только автомобилистам, но и пешеходам. Фото: Пресс-служба администрации Иркутска

И днем, и ночью

Кажется, этим летом Иркутск превратился в одну большую строительную площадку! Главная городская артерия - улица Байкальская - тоже получила очередную порцию локального обновления. Там было уложено 45 тысяч квадратных метров дорожного покрытия. Причем применяли щебеночно-мастичный асфальтобетон - материал высокой прочности.

Параллельно шли работы на плотине ГЭС. Здесь были привлечены ресурсы частного инвестора. Работали преимущественно по ночам, чтобы не перекрывать полностью движение и не доставлять неудобства горожанам. Объем работ был проделан большой и быстро - сдали объект на целый месяц раньше запланированного срока. Заменили около 30 тысяч квадратных метров асфальта в два слоя, причем верхний, как и на улице Байкальской, - щебеночно-мастичный асфальтобетон; около полутора тысяч погонных метров бортового камня и 2,7 тысячи квадратных метров покрытия тротуара. Сейчас гладкая, как скатерть, дорога радует водителей. Главное теперь, не увлечься, говорят, и скоростной режим нечаянно не нарушить.

Продолжением плотины ГЭС стали улицы Мухиной, Захарова и Академическая. Дорога по Академической стала в два раза шире, а на въезд в микрорайон Юбилейный по улице Сеченова выделена отдельная полоса. Значит, пробки в этом узком месте остались в прошлом. Само собой, появились и пешеходные переходы в удобных местах, островок безопасности, широкие тротуары и разделительные барьеры, благодаря которым повысилась безопасность развязки.

Контроль качества

Приемка готовых дорог проводится очень дотошной комиссией, в которую входят специалисты комитета городского обустройства администрации Иркутска, МКУ "Городская среда", независимого строительного надзора и сотрудники ГИБДД.

Представители стройнадзора, который, кстати, проводит проверку качества на каждом этапе ремонта дорог, берут финальную вырубку из готового полотна. Причем в произвольно выбранных местах. Это необходимо для того, чтобы удостовериться, что нарушений технологии укладки и "экономии" материалов подрядчик не допустил. Вырубленные слои отвозят на анализ в специальную лабораторию. И если что не так, могут вполне заставить все переделать.

Сотрудники ГИБДД проверяют наличие и соответствие госстандартам всех элементов и средств организации дорожного движения - знаков и разметки. Даже специалист-дендролог должен быть в этой команде. Чтобы проконтролировать, как выполнена обрезка и обработка деревьев и правильно ли распланированы и засеяны разделительные газоны.

Такой подход гарантирует, что "закатывать деньги в асфальт" никто не позволит. "Мы будем требовать выполнения работ качественно и в срок. Это наша принципиальная позиция. Подчеркну: город не намерен принимать и оплачивать работы, которые не отвечают необходимым требованиям", - предупредил мэр Иркутска Руслан Болотов подрядные организации перед началом сезона. И слово свое сдержал.

Проект без "сюрпризов"

В марте этого года в областном центре создали МКУ "Проектный офис дорожной деятельности города Иркутска". Его специалисты будут разрабатывать проекты для ремонта автомобильных дорог в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги".

Сотрудники муниципального учреждения займутся проектированием объектов БКД на 2024-2025 годы.

- Некачественное проектирование - проблема, с которой мы сталкиваемся каждый год, - объяснил Руслан Болотов. - Подрядчик выходит на объект - и на месте обнаруживает трубы, линии электропередачи, лестницы, которых в документации нет. Почему так происходит? Аукционы зачастую выигрывают фирмы из других городов, которые "рисуют" проекты по онлайн-картам. В этом случае не проводятся изыскания, специалисты не видят местность своими глазами. Чтобы искоренить эту проблему, принял решение создать "Проектный офис" - муниципальное казенное учреждение. Проекты будут выполнять квалифицированные специалисты, которые живут в Иркутске: у них есть возможность выйти на местность и провести качественную подготовительную работу. Без аукционов, понижений цены на 70 процентов и прочих сложностей. И мы сможем контролировать каждый этап.

МКУ "Проектный офис дорожной деятельности города Иркутска" будет тесно взаимодействовать с ГИБДД и департаментом дорожной деятельности администрации города, который будет определять участки ремонта с учетом обращений жителей. Также на проектный офис возложена функция строительного контроля. Еще одна задача нового офиса - продвигать применение инновационных технологий и материалов при ремонте дорог.

Ямам - нет

К сожалению, за одно лето капитально отремонтировать все дороги областного центра невозможно. А учитывая особенности нашего климата, когда асфальт, особенно на старых участках, "сходит" вместе со снегом, без ямочного ремонта не обойтись. И это задача муниципального предприятия "Иркутскавтодор".

Не все так просто, говорят дорожники: "привез асфальт, замазал ямку, и дальше". На самом деле существует три вида ямочного ремонта. Технологию литого асфальта можно применять уже в марте. Асфальт с повышенным содержанием битума заливается в выбоины и почти сразу застывает. Это самая скорая помощь, когда ездить из-за ям уже невозможно.

При использовании инъекционно-струйной технологии яма наполняется щебнем, а затем заливается битумной эмульсией. Эта технология используется только при плюсовой температуре воздуха.

Ремонт дорог картами считается самым надежным. Снимается верхний слой асфальта на определенном участке, а затем укладывается свежий. При правильном выполнении всех технологических процессов такое полотно может служить до пяти лет и дольше.