Эксперт объяснил, как пандусы для инвалидов могут спровоцировать ДТП на тротуаре

Эксперт объяснил, как пандусы для инвалидов могут спровоцировать ДТП на тротуаре

Эксперт объяснил, как пандусы для инвалидов могут спровоцировать ДТП на тротуаре
© Вечерняя Москва

Тяжелое ДТП, в результате которого двое пешеходов серьезно пострадали, произошло 12 марта на Верхней …

Источник: —MK.RU

Тяжелое ДТП, в результате которого двое пешеходов серьезно пострадали, произошло 12 марта на Верхней Масловке: потерявшая управление легковушка вылетела на тротуар прямо в стоявших в ожидании «зеленого» людей. Как говорят в соцсетях, «плюс еще одна фобия» – стоишь на современном тротуаре с пандусом для СИМ и колясок – и знай смотри, чтобы никто на полной скорости в тебя не въехал. Да и будет ли время среагировать? Что можно сделать, чтобы удобные переходы стали безопаснее, выяснял «МК».

На Верхней Масловке все произошло буквально за пару секунд. «Я вышел из магазина напротив и услышал визг тормозов, потом удар, – рассказал «МК» Александр, очевидец случившегося. – Автомобиль на большой скорости ехал со стороны Нижней Масловки, на светофоре резко взял вправо, возможно, уворачиваясь от поворачивающей встречной машины. И влетел на скошенный тротуар: там нет никакого бетонного блока или даже бордюра, чтобы погасить скорость». В данном случае ДТП закончилось легче, чем могло бы: сообщается о двоих пострадавших. Но на этом же перекрестке и раньше случались аварии по такому сценарию. Так, в декабре 2022 года там столкнулись две легковушки, одна из них такси, – после ДТП оба автомобиля оказались на тротуаре и могли бы «собрать» пешеходов. А 18 июля 2018 года на этом же перекрестке при похожих обстоятельствах автомобиль сбил двух женщин, одна из них – беременная на 9-м месяце – погибла. — После той трагедии проезжую часть от тротуара отгородили заборчиками, — рассказывает очевидец нынешнего ДТП. — Но некоторое время назад эти ограждения все-таки убрали. «Некоторое время назад» — судя по всему, это около 2020 года: именно тогда, судя по панорамным снимкам этого перекрестка, исчезло невысокое ограждение вдоль Мирского переулка. Впрочем, это ограждение вряд ли спасло бы пешеходов от наезда: оно не доходило до «языка» тротуара, где и расположен выход на пешеходный переход. — Заборчик убрали вовсе не по транспортным соображениям, это просто был заборчик такой же, как вокруг палисадников, — рассказал «МК» сотрудник районного «Жилищника». — Другое дело инвалидные пандусы, по которым там машина может «запрыгнуть» на тротуар как на лыжах. Тротуарные пандусы, ключевой элемент безбарьерной среды в городе, на этом перекрестке уже много лет, и появились они там не в ходе реконструкции пешеходной зоны (такой реконструкции на перекрестке Верхней Масловки и Мирского переулка вообще пока не проводилось). Когда-то они были предназначены именно для колясок (преимущественно инвалидных — с детскими такой проблемы нет, их обычно можно приподнять на одной оси). Но в наши дни это важное удобство распробовали ездящие по тротуарам велосипедисты и водители СИМ. Так, на ближайшем к редакции «МК» перекрестке улицы 1905 года и Звенигородского шоссе пандусы на реконструированной пешеходной зоне стали еще более пологими и удобными для «заезда». А на вершине поворота нет ни ограждения, ни бетонного блока-отбойника, которые расставили после одной из катастроф с автобусами у выходов из подземных переходов. — Пандусы и низкие бордюры, конечно, это рискованно, причем высота бордюров со временем снижается, — соглашается сотрудник «Жилищника» САО. — На том же перекрестке Верхней Масловки и Мирского раньше бордюры были выше, а сейчас они ушли в землю при перекладке асфальта на проезжей части. «Рекомендации по реализации в городе Москве мероприятий по созданию безбарьерной городской среды для инвалидов и других групп маломобильного населения» — документ с таким названием, изданный Департаментом соцзащиты, широко используется при проектировании и обустройстве пешеходных зон. В нем имеются требования в том числе к тротуарным пандусам, их предельному уклону, расположению, оборудованию тактильными плитками для слабовидящих. Но нет ничего о том, как обезопасить эти пандусы от несущихся и иногда теряющих управление автомобилей. — Раньше этой проблемы фактически не было из-за других потоков и скоростей движения, — рассказал «МК» один из старейших сотрудников московского главка ГИБДД, начинавший работать еще в советские времена. — Конечно, бордюры тоже были без этих пандусов, но тогда и автомобили имели другой дорожный просвет. А вот скорость — это важно. Сорок лет назад, к примеру, разгон вазовской «восьмерки» составлял 17 секунд до 100 км/ч, сейчас на улицах огромное количество машин, которые разгоняются до сотни быстрее 10 секунд. А уровень водительского мастерства в среднем упал. Не говоря уже о том, что появились телефоны, на которые смотрят водители. То есть, попросту говоря, при организации дорожного движения нужно учитывать нынешние условия и возможности автомобилей и водителей. При нынешней плотности автомобильного потока следовало бы физически отделять автомобилистов от пешеходов — надежными ограждениями, в критических местах дополненными бетонными блоками или мощными металлическими тумбами, советует собеседник «МК». Контрольные же меры — например, вездесущая видеофиксация нарушений, в том числе превышения скорости, — не помогут, если автомобиль физически может врезаться в толпу, ожидающую зеленого света для пешеходов. Однако пока что действующие в Москве правила и рекомендации по обустройству улиц предлагают мягкие, «европейские» пандусы с минимумом ограждений. Но они обеспечивают безопасность пешеходов только в случае узких и искривленных проезжих частей — таких, как на Большой Ордынке или Большой Дмитровке. А вот на более оживленных и еще не «успокоенных» улицах, похоже, подход нужен другой. Иначе становится попросту страшно.