Востребованность грузовых автоперевозок привела к росту аварий в Сибири
Федеральная трасса Р402 (Тюмень - Ишим - Омск) - сегодня единственная автодорога, полностью проходящая по российской территории и соединяющая европейскую часть страны через Урал с Сибирью и Дальним Востоком. Ежедневно по ней проходит более 12,5 тысячи единиц автотранспорта. Увы, загруженную магистраль в народе давно окрестили "трассой смерти".
Ежегодно в ДТП на ней гибнет несколько десятков человек. На прошлой неделе районе 565-го километра дороги Тюмень - Омск произошла очередная автокатастрофа. Грузовик DAF из-за лопнувшего переднего колеса вылетел на встречную полосу, где столкнулся с большегрузом Sitrak и рейсовым микроавтобусом. После столкновения машины загорелись. От полученных травм на месте скончались три водителя и пять пассажиров, в том числе двое детей. В числе погибших известный калачинский спортсмен Сергей Назаров и омская журналистка Анна Никитенко. Два чудом выживших пассажира находятся в больнице в крайне тяжелом состоянии.
Несколько лет назад ДТП на этой же трассе вблизи села Бекишево унесло жизни семерых человек. В лобовом столкновении в районе Крутинки погибли еще семеро. В авариях гибнут целыми семьями. Вдоль дороги всегда стоят свежие кресты и венки. Среди местных жителей ходит легенда о том, что участок магистрали проложили на месте старого кладбища. Дескать, поэтому на ней и происходят несчастья. Приглашенные батюшки периодически окропляют трассу святой водой - в борьбе с аварийностью хороши любые средства.
Впрочем, причины повышенной аварийности отнюдь не мистические.
Узкая, большей частью двухполосная магистраль перегружена. Высокий трафик движения с большим числом грузового транспорта здесь наблюдается ежедневно. Говорят, несущиеся по трассе потоком груженые фуры нередко соприкасаются зеркалами.
Между тем узкий участок в Омске - совсем не местечковая проблема. Как подчеркнул в беседе с "РГ" руководитель отделения Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашурков, в последнее время доля грузовых автоперевозок в России значительно увеличилась. Плотный поток фур, на которые "переложили" часть грузов, раньше отправлявшихся другими видами транспорта, заметен каждому водителю. Большегрузы регулярно пополняют и статистику ДТП: 22 марта в Новосибирской области рейсовый микроавтобус зажало между двумя фурами, пострадали четверо пассажиров. К счастью, в этом случае обошлось без лобового столкновения и жертв. Однако, как констатировал на днях глава регионального минтранса Анатолий Костылевский, именно аварии на федеральных участках трасс приводят к самым тяжелым последствиям.
- Трафик жесткий, автоперевозчики увеличили парк, причем среди новых машин большая доля китайских, к безопасности которых есть вопросы, - говорит Вячеслав Ашурков. - А дороги, нагрузки на которые возросла, остались теми же. Очевидно, что ситуация требует повышенного внимания со стороны государства: речь уже не об отдельных очагах аварийности, речь о системной проблеме.
Первое, что необходимо, по мнению эксперта, - обеспечить надежное разделение полос, с помощью бетонных отбойников, обезопасив участников движения от смертельных лобовых столкновений. Кстати, по данным ГИБДД Омской области, основным видом аварий с максимальным числом погибших на трассе Р402 является именно столкновение, а главное нарушение среди автомобилистов - выезд на встречную полосу и нарушение правил обгона.
Ну а следующий технический этап - это расширение существующих трасс. Вопрос о расширении трассы Тюмень - Ишим - Омск хотя бы до четырех полос поднимается уже не один десяток лет. Для такого потока необходимо от 4 до 8 полос в каждом направлении. Однако без привлечения федеральных средств реконструировать дорогу омичам не под силу. В прошлом году журналисты попросили помощи у президента, во время "Прямой линии". Глава государства пообещал обсудить данную ситуацию с министерством транспорта и вице-премьером Маратом Хуснуллиным - реконструкция трассы требует больших инвестиций.
Другой вариант - строительство платной дороги-дублера для большегрузов. Но он еще более затратный. Поэтому пока местные власти расширяют дорожное полотно "точечно" - на самых проблемных участках. Как сообщили "РГ" в региональном Минтрансе, за три года протяженность 4-полосных участков Р-402 в регионе увеличена на 20 километров.
В автокатастрофе под Омском на месте погибли семеро, еще один пострадавший умер в больнице Фото: УМВД России по Омской области
Понятно, что решение инфраструктурных вопросов - дело небыстрое и очень затратное. Чтобы снизить растущую в России аварийность (по итогам 2023 года число аварий увеличилось на четыре процента), считает Вячеслав Ашурков, нужно больше усилий направлять на текущее содержание дорог. Все помнят, как нынешней зимой из-за гололеда на трассе М-11 столкнулись более 50 автомобилей, а это новая, не требующая ремонта автодорога.
Наконец, вечный вопрос - поведение самих водителей. "В центре инфраструктурной системы, даже самой совершенной, всегда человек", - напомнила Ирина Морозова, председатель Новосибирской областной общественной организации по профилактике дорожно-транспортного травматизма "Форпост". Кстати, как она справедливо замечает, чем лучше дорога, тем выше скорость движения, и это далеко не всегда хорошо с точки зрения аварийности. Так что наряду с решением инфраструктурных и организационных проблем необходимо и повышать уровень культуры водителей - все работает в едином комплексе. Кстати, именно по вине водителей в Новосибирске происходит 85 процентов аварий.
- Мы как общественная организация видим свою задачу именно в воспитании участников дорожного движения, - говорит Ирина Морозова. - Это тоже многолетняя работа, начинающаяся с детского сада. Замечу, что иногда ее могут за мгновение перечеркнуть родители, подающие детям плохой личный пример. Можно сколько угодно объяснять ребенку, как правильно переходить дорогу, но если мама с папой возьмут его за руки и забудут о правилах дорожного движения, ребенок сделает свой вывод.
Кстати, Вячеслав Ашурков считает, что эффективно воспитывать можно и уже опытных участников дорожного движения, но для этого нужен человек на дороге, то есть инспектор ГИБДД. "Дежурящие на трассах экипажи ДПС заменили камерами, а камера не воспитывает - да, водитель снизит скорость, чтобы не попасть под штраф, но на другом участке это отыграет. Я думаю, что возвращение на дороги стражей порядка очень хорошо сказалось бы на дисциплине водителей", - говорит Ашурков.