Кто ответит за аварию с беспилотным автомобилем

За два года использования беспилотных автомобилей такси произошло с ними всего 36 аварий. Об этом сообщил министр экономического развития Максим Решетников в своем письме главе правительства Михаилу Мишустину. С предложением продлить эксперимент по использованию беспилотных машин на дорогах до 2028 года, информирует РБК.

Кто ответит за аварию с беспилотным автомобилем
© Российская Газета

Согласно тексту письма, экспериментальный правовой режим по тестированию беспилотников проводился с апреля 2022-го по ноябрь 2024-го. За это время роботакси совершили более 92 тысяч поездок, из них 70 тысяч в Сириусе, 20 тысяч в Иннополисе и две тысячи в Ясенево. Из 36 происшествий 26 произошли, когда беспилотники находились в автоматизированном режиме управления, то есть водитель вмешивался в процесс только в случае необходимости. Еще 10 ДТП произошли, когда испытатель управлял автомобилем в ручном режиме. В письме также отмечается, что два ДТП произошли по вине беспилотника, остальные - по вине "другого участника"

И вот тут возникает большой вопрос. По вине другого участника - все понятно. Сам совершил нарушение - сам отвечаешь. А вот если робот правила не соблюдал? Кто будет отвечать?

Как считает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков, в этом происшествии видится след оператора. Если он сидел на соседнем сидении, он должен был предотвратить происшествие. Но он этого не сделал. Почему?

Как поясняет адвокат Сергей Радько, тут вообще очень сложно разобраться, кто и в чем виноват. А также, кто за это отвечает. У нас пока вообще законодательство не предусматривает передвижение беспилотных машин. И тут возникает масса вопросов, когда в простую машину въехал беспилотник.

С одной стороны, оператор управления машиной может сидеть за рулем или рядом, и при этом контролировать движение. Вероятно, он отвлекся. Его вина.

Но может быть он не отвлекся, а пытался принять управление на себя, но у него это не получилось? Вина производителя. Или собственника машины, поскольку надо устанавливать в результате чего произошел сбой. В результате неграмотной настройки машины производителем, или из-за того, что в нее вмешался пользователь?

Другой вариант. За машиной следит внешний оператор. Кто ответит в случае аварии в данном случае? Сергей Радько считает, что такой оператор - это тоже водитель. Но в действующем законодательстве такой позиции нет.

В общем, пока беспилотники большого количества аварий не совершают. Случаи ДТП растут только за счет их повышенного появления на дорогах. Но правовые вопросы, а именно кто и за что отвечает надо решать перед тем, как проводить эксперименты на жителях страны.