Отсутствие технологических резервов – один из факторов ухудшения качества железнодорожных перевозок
«Если у нас есть 50 ниток графика, то для них планируется 50 локомотивов и локомотивных бригад. Это означает, что если что-то случилось (например, сломался локомотив, а РЖД активно говорят, что локомотивный парк сегодня плохо ремонтируется), то получается, что на 50 ниток у нас уже нет 50 локомотивов и локомотивных бригад. То есть можно прогнозировать, что один поезд будет не обеспечен в плановом порядке», – объяснил эксперт.
То, как такая ситуация может отражаться на практике и выливаться в ЧП, спикер объяснил на примере: «Остановился поезд на критическом уклоне, произошел излом токоприемника, машинист-тепловозник почему-то оказался на электровозе, то есть он не знает некоторых нюансов работы с токоприемниками. У станции, которую он прошел, нет улавливающего тупика, дежурный по станции растерялся, помощник машиниста не успел выложить 33 тормозных башмака (мы понимаем, что 33 – это дело не на секунду), машинист покинул кабину локомотива, второй машинист – не услышал приказа диспетчера. Тут сошлось большое количество факторов в одной точке, что привело к ЧП на Октябрьской железной дороге в конце 2024 года (речь о столкновении грузового состава с пассажирским поездом, следовавшим по маршруту Мурманск – Санкт-Петербург в конце 2024 года. –
Прим. ред
.). Как правило, на железной дороге факторы сходятся все и сразу. Это опыт и история».
Таким образом, сама система планирования экономических показателей отстает от реальности, когда не учитываются резервы. И такое планирование приводит к ухудшению качества перевозок.