Войти в почту

Билет в один конец

Есть несколько непреложных истин. Вода мокрая, майонез вредный, а маркетологи Toyota если и ошибаются, то делают это реже, чем в России меняются тарифы на услуги ЖКХ. Поэтому появление в РФ еще одной большой рамной «Тойоты», а не маленького дешевого кроссовера или седана, никакая не авантюра.

Fortuner: билет в один конец
© Motor.ru

Безжалостность и расчетливость менеджмента «Тойоты» обсуждению не подлежит. Японцы быстро и без сожалений уводили с рынка модели, продажи которых неизбежно укатились бы в глубокую пропасть, а держать их ради имиджа, как Prius, было бы бессмысленно.

Помните, какая судьба постигла в России GT86, Avensis, Auris или Verso? То-то же.

У марки Toyota нет дешевых автомобилей для РФ. В России японцы не продают даже компактные кроссоверы, которые, вроде бы, обречены на успех. Но за 9 месяцев нынешнего года «Тойота» продала россиянам машин больше, чем Volkswagen и Nissan. Причем основная их часть – ни разу не в базовой комплектации. Поэтому за те же девять месяцев по выручке японцы опережают не только прямых конкурентов, но и Kia, Lada и Hyundai, чьи продажи исчисляются совсем другими цифрами.

Получается, что вывод на российский рынок еще одного рамного внедорожника – решение обдуманное, а не «ну давайте попробуем». Такие машины – одна из основных статей дохода японцев. Так что вот оно – то самое полотенце. То есть, Fortuner.

© motor.ru

Позиционирование этой модели простое и понятное, как ответ на вопрос, кто станет президентом России в 2018 году. «Форчунеру» (ага, читается именно так) отвели роль входного билета в мир рамных внедорожников Toyota. Располагаться он будет аккурат под Land Cruiser Prado, ложбина на капоте которого теперь прямо указывает на близость с Land Cruiser 200 – и все меньше на желание грубо форсировать болота.

Агрегатную базу для Fortuner «Тойота» взяла у пикапа Hilux. В основе внедорожника лежит почти та же рама, которую в компании называют самой прочной из имеющихся. Однако ее задняя часть подверглась доработке – в отличие от Hilux, который грузовик, Fortuner – пассажирский автомобиль, который должен обеспечивать какой-никакой, но все же комфорт.

© motor.ru

Сзади у новинки стоит не рессорная, а пружинная пятирычажная подвеска (четыре продольных рычага и тяга Панара). Так ее характеризуют в российском офисе, хотя сами японцы тягу Панара за еще один рычаг не считают, утверждая, что сзади у Fotuner все-таки четырехрычажка. Задний мост, естественно, все еще зависимый.

С моторами тоже без откровений. Он пока один: четырехцилиндровый дизель 2.8, который выдает 177 лошадиных сил и 450 Нм крутящего момента, сочетаясь с шестиступенчатым «автоматом». Такой двигатель есть под капотом у Hilux и Prado. Позже российский «Форчунер» обзаведется еще и бензиновой «четверкой» 2.7 мощностью 163 силы. И он тоже уже есть у Prado. Но пока – только топливо сатаны.

Полный привод достался Fotuner оттуда же, откуда и рама. А это значит, что он – жестко подключаемый. По умолчанию внедорожник заднеприводный, а передняя ось активируется переключателем на центральной консоли. Причем сделать это можно в любой момент на скорости до ста километров в час. Есть и понижайка, но она логично врубается через нейтраль.

По салону, пусть тут примерно миллиард пересечений с другими моделями Toyota, отличие от них настолько ощутимое, что в это трудно поверить. Тут нет ни асимметричности и желания выпендриться «Хайлакса», ни взрыва кнопочно-шайбовой фабрики «крузаков». С точки зрения эргономики это, пожалуй, лучший интерьер среди всех внедорожников Toyota.

Все необходимые крутилки и клавиши находятся в зоне прямой видимости, а не там, где их сложно разглядеть. Кнопок со взбесившимися аббревиатурами и пиктограмами, которыми пользуются лишь эксперты в области освоения инструкций, тоже почти нет. Но часики на месте. «Тойотовский» фэн-шуй достигнут и зафиксирован.

Да-да, подсветка все еще неприятно синяя, большую часть кнопок «Форчунера» можно найти в «Тойотах» десятилетней давности, мультимедийка Toyota Touch 2 продолжает биться в предсмертных конвульсиях, но живет, а материалы отделки в своей массе далеки от идеала. Но в этой машине даже пластмассовая древесина не раздражает. Потому что она, как и все остальное – на своем месте. И это большая и внезапная победа японских интерьерщиков.

Пассажиров на втором ряду тоже не обидели. Места для ног, даже за высоким водителем с вольготной посадкой, хватает. С простором над головой негусто, но даже с ростом немного за метр восемьдесят макушка ни во что не упирается. За это спасибо выемкам на потолке над правой и левой частями дивана.

Кстати, именно эти впуклости на крыше и формовка спинок кресел второго ряда непрозрачно намекают на то, что тут лучше сидеть вдвоем. При этом инженеры «Тойоты» в очередной раз умудрились практически полностью избавить полноприводную машину от центрального тоннеля, а значит и человек посередине не будет чувствовать себя жокеем карликового пони. Третий ряд, правда, история весьма номинальная: сажать туда лучше тех, кто вам не нравится. Особенно с учетом ездовых особенностей «Форчунера».

© motor.ru

Эта «Тойота» – большая, рамная и тяжелая (2,2 тонны) машина. Поэтому и передвигается она соответствующим образом. От упора до упора в руле больше трех оборотов. На отклонение баранки на небольшой угол (а в случае с любой другой машиной это много) передние колеса реагируют, как ростовские почтальоны на свои прямые обязанности. То есть, никак. Поэтому рулевым колесом надо орудовать смело и даже немного отчаянно.

Вместе с этим руль свято верит в то, что руки водителя должны быть оповещены о наличии дефектов на дороге, а также об их количестве, размерах и форме. Проще говоря, баранка колотится тем отчаяннее, чем хуже становится асфальт.

При этом разгону в этой машине не противится практически ничего, хотя динамические характеристики Fotuner «Тойота» почему-то держит в секрете. Мотор уверенно тянет снизу, а «автомат» без лишней спешки, но и без критичных задержек перебирает все шесть передач.

Посторонних шумов в салоне, даже с ростом скорости, немного, подвеска проглатывает все – от небольших неровностей до тектонических разломов – а также эффективно и в зародыше гасит продольные колебания и борется с кренами. Кайф?

Конечно же, на низкосортном асфальте или забытом богом грейдере с большими острыми камнями и подскоками в «Форчунере» прилично трясет (сзади больше, чем спереди), но для обеспечения приемлемой (именно приемлемой) плавности хода корму этой тачки не надо загружать парой сотен килограммов стройматериалов, как «Хайлакс», а значит новая задняя подвеска работает! Да и от машины, в которой все прикручено к здоровенной железяке, похожей на приставную лестницу, большего комфорта и мягкости ждать не приходится.

Но по-настоящему Fortuner начинает жить, когда съезжаешь с дороги, которую знает навигатор, на дорогу, которую едва-едва видно глазами.

Если вы спросите меня, где я ездил на Fortuner, я отвечу только то, что мы выехали из Оренбурга, потом свернули в поле, а дальше в навигаторе не было ничего, кроме желтой бесконечности и тонкой красной полоски трека, чтобы мы случайно не перепутали север с югом, укатив в Казахстан вместо Башкортостана.

Тонкая полоска извилистого проселка заканчивается за линией горизонта, где начинается снова и опять исчезает где-то на стыке земли и неба. Под колесами – колея, рытвины и выбоины. Проще говоря, все то, что неизменно заставляет снижать скорость. Вот только «Форчунеру» и мне за его рулем плевать почти на все ямы, за исключением тех, где даже лифтованные громилы могут оставить бамперы и мосты.

Скорость под сто километров в час и все, что казалось в этой машине неприятным на асфальте, вдруг растворилось, как жизнь в одном из поселков на нашем пути. Ну и что с того, что руль длинный и не острый? Мне не надо с точностью до миллиметра выверять траекторию. Если что, срежу по полю. Если там будет яма, то подвеска с вероятностью 99 процентов проглотит ее не подавившись, а если там окажется что-нибудь зыбкое и засасывающее, то я быстренько врублю спасительный полный привод. В остальных случаях, заднего мне хватает почти всегда.

Потому что даже с отключенной «мордой» на не очень техничном, но все таки оффроуде, поведение «Форчунера» понятное и легко прогнозируемое. Сидя за рулем ты точно знаешь, когда он вильнет хвостом или заскользит всеми колесами, когда начнет стрекотать ABS, а когда нужно прибрать газ, чтобы стабилизировать этого двухтонного бугая.

Даже когда перед нами оказался крутой подъем с непонятными перспективами на финише, переход с заднего на полный привод показался мне преждевременной затеей – штурм «Форчунер» начал недоприводным. И справился. С одним лишь «но».

Машины нам выдали на покрышках, которые с завода ставиться не будут: зубастых GoodYear Wrangler DuraTrac. И покрышки эти – огонь! Цепляются, гребут, минимально скользят даже на нестабильных покрытиях, не забиваются и, наконец, минимально шумят на асфальте. Дилер предложит – не отказывайтесь, не пожалеете.

Впрочем, шины в случае с Fortuner – это лишь приятное дополнение к тому, что уже есть. А есть энергоемкая подвеска, эффективный полный привод, управлять которым проще, чем капсульной кофемашиной, блокировка заднего диффа, 225 миллиметров клиренса, хорошая геометрия, защита снизу и тяговитый дизель. То есть все для того, чтобы покорять проселок, который вполне может закончиться в безнадежной тьмутаракани.

И вот там могут начаться проблемы. Впрочем, такие же, как и у любого рамного здоровяка. Неповоротливость, тяжесть – все то же самое, от чего страдает главный оппонент Fortuner в России. Мы про Mitsubishi Pajero Sport. И если в случае со «Спортом» мы все это на своей шкуре уже опробовали, то «Форчунер» пока прошел только первую, грунтово-грейдерено-коллейную часть внедорожного ЕГЭ. И справился с ней отлично. Эту парочку мы обязательно познакомим очно, отправившись с ними, редакционным тросом, лопатой и надеждой вернуться домой тем же календарным днем, на жертвоприношение богам оффроуда.

Клинч этих йокодзун действительно вызывает неподдельный интерес. В том числе потому, что в сходных комплектациях Fortuner и Pajero Sport стоят примерно одинаково. Да, входной ценник на Mitsubishi ниже, но у «Тойоты» пока попросту нет пустой комплектации. Поэтому за базовый «Форчунер» просят 2 599 000 рублей, а за самый дорогой – 2 827 000 рублей. Много? Какой рынок – такие и цены.

Но в следующем году у Fortuner появится бензиновая версия, модификации попроще, а значит, тем, кто хочет раму, но еще либо не купил, либо не убедил себя внести средства за Pajero Sport, неширокий выбор заметно усложнится.

Если вы не психопат с завышенными ожиданиями, а нормальный и разумный человек, понимающий, на какие компромиссы придется пойти вместе с рамным внедорожником, то Fortuner вряд ли вас разочарует. Он груб на асфальте, но хорош вне его. Вместительный, но не громоздкий. Небыстрый, но и не хромой овощ. Проще говоря, входной билет в мир тяжелых внедорожников Toyota получился таким, каким он и должен быть. Только билет этот – в один конец.

Потому что если вы познакомитесь с ним там же, где и мы, то, как минимум, симпатия гарантирована. А если будете ездить только по асфальту, никогда прежде не эксплуатировав рамную тачку, то в разочаровании не будет ничего удивительного. /m