Когда полный привод бесполезен?

Вошли в занос и… что-то пошло не так Как бы странно ни казалось, но полный привод – штука довольно опасная. Она сродни змеиному яду, который может стать лекарством или причиной смерти в зависимости от концентрации. Во-первых, полноприводник обладает методами психологического воздействия на пользователя, вселяя ложное чувство уверенности и делая момент перехода через грань очень вероятным. Во-вторых, очень пагубным является мнение, что машина, украшенная шильдиком AWD, может все. "Полный привод из любого заноса вытянет", слыхали такое? Сделаем одну малюсенькую оговорку – вы пройдете поворот в стиле Колина МакРея, если имеете понимание о работе полноприводной трансмиссии в вашем автомобиле, а также умеете ею пользоваться. Конечно, существуют системы с более высокой степенью предсказуемости, например, схема без межосевого дифференциала (парт-тайм) или дифференциальная трансмиссия одного немецкого производителя. Но в любом случае может возникнуть вопрос, как вести себя в ситуации, когда чувство безопасности и вседозволенности логичным образом сперва спровоцировало недостаточную поворачиваемость, а затем избыточную. Кстати, некоторые полноприводные автомобили могут удивить практически заднеприводной "заносчивостью" в ситуации, когда водитель, загипнотизированный маркетологами, не ждет подвоха и уверен в движении "как по рельсам". Сел на брюхо и… на этом все О, да, когда ваш кроссовер крепко висит на "брюхе", а колеса почти свободно вращаются, полный привод точно поможет – придет на помощь, еще и отогреет, а заодно угостит чаем с печеньем! Любая трансмиссия обеспечивает проходимость, но до определенного момента и кроме нее огромную роль играют такие факторы как выбор шин для соответствующих условий эксплуатации, масса автомобиля, тяговые возможности двигателя, электронные системы – учитывать их приходится в свете "оцифровки" современных машин – и, наконец, такой важнейший параметр как геометрическая проходимость. Прежде, чем с геройской мыслью "у меня полный привод" окунаться в снега и болота, трезво оцените дорожные просветы (именно так, во множественном числе!), свесы и углы въезда и съезда. Нелишним будет заглянуть под днище и оценить компоновку агрегатов – не исключено, что после открывшейся картины вы раз и навсегда забудете о съезде на рельеф, где вы не только повредите "подбрюшье", но и застопорите машину банально из-за нехватки ходов подвески. Если вы застопорились, то рассчитывать на полный привод не приходится – тут нужно откапываться или использовать рывковую (динамическую) стропу, если кроссовер сидит не намертво и достаточно будет просто его дернуть. Колеса висят в воздухе и… никуда не едем Вот мы плавно и подошли к такому понятию как "диагоналка" – когда автомобиль, двигающийся по рельефу, разгружает по одному колесу на каждой оси по диагонали (из-за того, что подвеска сжата) и останавливается. Вывесить среднестатистический кроссовер с короткоходной подвеской довольно просто. Если нелегкая занесла вас туда, где бронепоезд не промчится, старайтесь двигаться на невысокой скорости: так вы снизите поперечную раскачку и обеспечите колесам какой-никакой контакт с поверхностью. Момент, когда автомобиль вот-вот обездвижится вы почувствуете – здесь главное вовремя остановиться и сдать назад. Если "диагональ" все-таки произошла, то, при наличии имитации межколесных блокировок тормозными механизмами, вы можете выбраться. Здесь надо нажать на газ и дождаться, когда скорость вращения разгруженных колес достигнет необходимого значения, чтобы колодки начали их "подкусывать", и нагруженные колеса вступили в действие. А теперь вопрос: вы уверены, что на вашем автомобиле есть подобный ассистент и при этом он достаточно эффективен? Штурмуем подъем и… снова никуда не едем У полноприводного автомобиля больше шансов забраться в уклон, чем у моноприводного. Но трансмиссия со всеми ведущими колесами не способна компенсировать сцепные свойства шин или длинную колесную базу в сочетании с "провисающим" выпускным трактом, который обязательно издаст скрежет во время преодоления перегиба и выезда на горизонтальную поверхность. Наконец, полный привод не разгладит рельеф горки. Даже если взять идеальные условия, то есть, гладкую поверхность подъема, осилить это сможет не каждый полный привод, что демонстрирует видео. Пытаемся остановиться и… не можем Пожалуй, самая клиническая ситуация. Прослойка водителей (надеемся, малочисленная) свято верит, что благословенный полный привод не только позволяет в снегопад показывать "соперникам" на светофоре задние фонари и выписывать на дороге самые невероятные пируэты в любых погодных условиях, но еще и… останавливаться. Маленький социологический опрос и разъяснительная работа с некоторым количеством "пациентов" говорит о том, что корни этого явления находятся… нет, не в детской травме, а непосредственно в голове. Объяснять, что земля круглая, а солнце встает на востоке, мы не будем, а только напомним, что за замедление автомобиля отвечает тормозная система и шины, а не механизмы полного привода.

Когда полный привод бесполезен?
© Авторамблер