Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Новосибирские инженеры создали уникальный двигатель

Называется эта электрическая машина - "бесконтактный, синхронный двигатель с постоянными магнитами". Его можно использовать везде, где работают двигатели постоянного тока, а это широчайшая сфера применения. По словам разработчиков, он сочетает в себе надежность машин переменного тока с хорошей управляемостью двигателей постоянного тока.
Новосибирские инженеры создали уникальный двигатель
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета
КПД нового двигателя 90 процентов, на 10-20 процентов выше, чем у аналогов
В конструкции применен целый ряд ноу-хау. Авторы особо подчеркивают, что удалось избавиться от скользящих контактов, которые могут искрить и стать причиной многих проблем. "Наш двигатель работает от источника постоянного тока, но в обмотку статора поступает уже переменный ток, - объясняет заведующий кафедрой электромеханики НГТУ . - Специальный датчик передает в систему управления сигнал о положении ротора и в зависимости от этого формируется нужный ток в обмотке. Таким образом, мы полностью избавились от скользящих контактов".
Подчеркнем, что разработка уже вышла из стен института и испытывается в "полевых" условиях. Например, он установлен на новом рудничном электровозе, который разработан на Тульском заводе горно-шахтного оборудования. Работа в шахте предъявляет к оборудованию повышенные требования по безопасности, ведь малейшая искра может вызвать взрыв метана. У нового бесконтактного мотора в принципе нет этого недостатка. А в целом разработки сибирских инженеров позволили сконструировать электровоз, который будет перевозить в шахтах в полтора раза больше груза, чем существующие машины.
Работают сибирские электромоторы и в важнейшей для страны отрасли - нефтедобывающей. На их основе конструируют погружные насосы для низкодебитных скважин, где "сливки" уже сняли, но нефти под землей еще немало. Здесь нужны надежные моторы, дающие 300-500 оборотов в минуту, способные работать на глубине 2-3 км при высоком давлении и температуре 120 С. И с этим новый двигатель успешно справляется.
Кроме того, Калужский электромеханический завод запускает сибирские двигатели в серию для систем вентиляции, подъемных механизмов лифтов.
Впрочем, одними электродвигателями сибиряки не ограничиваются. В ближайших планах - разработка генераторов с повышенным КПД, ведь созданную машину можно использовать и в обратную сторону - для выработки электричества.