Fiat Panda: великий автомобиль маленьких размеров

К детям знаменитых родителей всегда повышенное внимание. Что уж говорить про внуков, у которых и родители, и родители их родителей были звёздами. Но именно эту ношу пришлось нести маленькому хэтчбеку с милым именем Panda. Его дед, , стал настоящим символом итальянского автопрома, а его отец, , стал народным автомобилем Польши. К счастью, не подвёл своих именитых предков: он не просто не почивал на лаврах, но и пополнил копилку достижений новыми победами.

Fiat Panda: великий автомобиль маленьких размеров
© Motor.ru

Разговоры о новом компактном хэтчбеке начали ходить еще в 1968 году — то есть за добрых два года до дебюта Fiat 126. В Fiat понимали, что жизнь становится более быстротечной, тенденции и тренды сменяются молниеносно, поэтому угловатому 126-му вряд ли суждено прожить столь же долгую и насыщенную жизнь, как Fiat 500. Но непредсказуемая судьба распорядилась иначе: в 1973 году выпуск Fiat 126 был налажен на предприятиях FSM, и с тех пор Maluch (в переводе с польского — «малыш») стал настоящим хитом в Польше, продержавшись на конвейере до 2000 года.

Видео дня

Молва в 1968-м дошла и до студии ItalDesign, которая только-только распахнула свои двери. Но подтвердились слухи лишь спустя 8 лет. Карло де Бенедетти — итальянский промышленник, который возглавлял Fiat с мая по август 1976 года — предложил Джорджетто Джуджаро подготовить проект нового народного автомобиля. Требования были следующими: компактные размеры, простой, но удобный для четверых салон, багажник правильной формы, а также масса, не превышающая таковую у Fiat 126.

Поскольку предложение Бенедетти пришлось как раз на время, когда Джуджаро планировал свой летний отпуск в Порто-Черво, прославленный дизайнер взял работу на отдых. Тем более, что в Порто-Черво в то же время отдыхал и другой дизайнер студии — Альдо Мантовани. Скооперировавшись, дизайнеры подготовили эскизы «проекта Zero» - небольшого хэтчбека под 3,5 метра длины, в багажник которого могли поместиться две 50-литровые бочки c вином.

Проект был подан в Fiat ровно в срок — 7 августа 1976-го. К тому времени уже было известно, что Бенедетти скоро покинет пост главы Fiat, однако это обстоятельство никак не отразилось на желании автогиганта сотрудничать с Italdesign. Ведь студия не только подготовила инженерные чертежи, но и два полномасштабных макета, каждый из которых был «двуликим», подобно из нолановской трилогии про Бэтмена.

Утвердив окончательный дизайн будущей Панды, которая получила заводской индекс «Модель 141», Fiat поручил Italdesign подготовить и ходовые прототипы — благо мощности у ателье были. И студия Джуджаро в очередной раз успешно справилась с задачей, создав 20 ходовых шасси. Все шло как по маслу: автомобиль понравился фокус-группе на смотринах в миланском парке Новегро, были налажены контракты с поставщиками. Однако в начале 1979 года случилась небольшая накладка: из-за разногласий с профсоюзами производство машины пришлось перенести на заводы в Дезио и Термини-Имерезе, что вызвало годовую отсрочку дебюта Панды.

Хотя, если бы не годовая задержка, Panda могла и не быть Пандой. Изначально предстоящий автомобиль должен был называться Rustica («махорка»), но в ходе обсуждений было решено взять нейтральное имя Panda. К тому же корень «rust» мог вызвать нежелательные ассоциации в англоговорящих странах: слово «rust» переводится с английского как «ржавчина».

26 февраля 1980 года новый народный автомобиль показали президенту Италии Алессандро Пертини, а неделей позже представили на всеобщее обозрение на Женевском автосалоне.

Простая в общем плане, Panda была крайне интересной в деталях. Например, ее передние сиденья могли полностью раскладываться вровень с задним диваном, создавая подобие спальных мест. При этом чехлы на передних сиденьях были снимаемыми, что облегчало их чистку. Дверные карты и торпедо были сделаны геометрически максимально простыми, что удешевляло производство и, как следствие, итоговую цену автомобиля. Моторная ниша нарочно была сделана достаточно просторной, чтобы принимать силовые агрегаты как с продольным, так и с поперечным расположением. Наконец, все стекла хэтчбека были плоскими: не только для того, чтобы удешевить машину, но и для облегчения их замены в случае инцидента. Все эти мелочи не бросаются в глаза, но работают.

Именно поэтому Panda стала финалистом конкурса «Европейский автомобиль 1981 года», заняв второе место. Именно благодаря Panda в 1981 году Джорджетто Джуджаро был удостоен премии Compasso d'Oro в категории «промышленный дизайн». Сам маэстро называл Panda одним из важнейших и сложнейших проектов в своей жизни, и не скрывал, что при ее создании черпал вдохновение в других «народных» машинах — 2CV и . На Женевском автосалоне он описывал хэтчбек следующим образом: «Panda — она как джинсы: простая, практичная и непритязательная. Я рисовал ее так, словно это какая-то военная техника, вроде вертолета. Она легкая, выверенная, сбалансированная и создана для определенных задач».

Panda выстрелила отлично: уже к концу апреля у Fiat было более 70 тысяч заказов на новинку. Естественно, был спрос и в Испании, поэтому в том же 1980 году было налажено производство Панд в Памплоне. Там хэтчбек продавался под брендом .

Лицензионные испанской сборки

На первых порах под капотом Панды была сборная солянка из моторов других моделей Fiat. Версия Panda 30 оснащалась 652-кубовым двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения от Fiat 126, который устанавливался продольно. Panda 45, в свою очередь, комплектовалась четырехцилиндровым мотором с жидкостным охлаждением от . Он располагался поперечно и обладал рабочим объемом в 903 кубических сантиметра. Через пару лет к ним присоединился еще один «воздушник» - на сей раз 843-кубовый, от .

В том же 1982 году дебютировала версия Panda 45 Super, которая отличалась не только расширенной комплектацией, но и опциональной пятиступенчатой «механикой». До нее Панды шли сплошь с четырехступенчатыми ручками. Но главное событие в истории хэтчбека произошло летом 1983-го — тогда на рынок вышла знаменитая Panda 4x4.

Panda 4x4, укомплектованная двигателем от Autobianchi A112 — то есть 965-кубовой «четверкой» - стала одним из первых субкомпактных автомобилей с системой полного привода. И полноприводная трансмиссия, созданная австрийцами из Steyr-Puch, оказалась очень эффективной: в интернете полно видеороликов, где Panda 4x4 справляется с бездорожьем на уровне полноценных внедорожников. Коробка передач у Panda 4x4 была пятиступенчатой, однако в обычных условиях стартовать нужно было со второй, так как первая скорость использовалась в качестве «понижайки». Автомобиль оказался очень выносливым: полноприводные Панды первого поколения до сих пор можно встретить на дорогах Западной Европы.

Первый большой рестайлинг первого поколения Panda состоялся в начале 1986 года. Из линейки двигателей исчезли агрегаты с воздушным охлаждением, задняя подвеска стала независимой (кроме версии 4х4), кузова машин стали жестче и устойчивее к коррозии за счет оцинковки. Появились новые комплектации, также версия Van с распашными задними дверьми вместо одной подъемной. Ну а в 1990 году Panda стала электрокаром.

Оснастив Панду хиленьким (19 лошадиных сил) электромотором инженеры получили Panda Elettra — баснословно дорогой, но вполне удобный для городской эксплуатации двухместный автомобиль, чья «заправка» стоила копейки. Увы, огромная масса (1150 килограммов — что на 450 больше, чем у бензиновой Панды), отсутствие динамики и ломовая цена (25,5 миллионов итальянских лир — около 15 тысяч евро по нынешнему курсу) сделали электро-Панду убыточной. Тем не менее, прожила она немало, до 1998 года, а продавалась не только в Западной Европе, но и в Южной Америке.

Поскольку спрос на хэтчбек оставался высоким, в 1991 году его обновили во второй раз. На внешности апгрейд не сильно отобразился, а вот техника подтянулась: появился вариатор Selecta, а все двигатели обзавелись каталитическими нейтрализаторами. Более того — большая часть из них перешла на инжекторы.

В таком виде первое поколение Panda выпускалось аж до 2003 года, прожив, в общей сложности 23 года. Не рекорд, но результат достойный. За этот период было выпущено почти 4,5 миллиона хэтчбеков — и это не считая лицензионные Сеаты. Учитывая всенародную любовь к Панде, появление второго поколения не вызывало ни малейших сомнений.

И да, в 2003 году дебютировало второе поколение Fiat Panda, которое, на первый взгляд, не имеет ни малейшего отношения к первому. Но есть одна деталь, которая точно связывает два поколения — имя. И в первом, и во втором случае оно не было запланированным. Ведь второе поколение Панды изначально должно было называться Gingo, однако и тут от первого имени отказались. На сей раз — чтобы избежать ненужных ассоциаций с .

Но в остальном машина второго поколения, которая выпускалась на заводе в польском городе Тыхы, действительно имела мало общего с оригиналом. Дверей стало пять, длина выросла на 20 сантиметров, а пропорции стали более «аквариумными». Тем не менее, эти обстоятельства не помешали Панде во второй раз выйти в финал конкурса «Европейский автомобиль года» — на сей раз 2004 года. И вторая попытка окончилась победой.

Машину построили на платформе Fiat Mini, которая впоследствии досталась новому Fiat 500 и . Поскольку дела в начале двухтысячных у Fiat шли так себе, на Панду возлагались огромные надежды. И Панда не подвела: уже к октябрю 2005 года были проданы 500 тысяч экземпляров, а два года спустя с конвейера сошла миллионная машина второго поколения. Простая, юркая, надежная, простая — она нравилась всем. Как любителям бездорожья — ведь полноприводная модификация никуда не пропала, — так и тем, кто любит драйв.

Ведь в 2006 году в линейке Panda появилась полноценная спортверсия, которая называлась 100 HP. Автомобиль получил атмосферный 1,4-литровый двигатель от Punto, который развивал, несложно догадаться, 100 лошадиных сил. Кроме того, версия 100 HP выделялась шестиступенчатой «механикой», дисковыми тормозами четырех колес, а также специальной подвеской с более жесткими рычагами, амортизаторами и пружинами. Несмотря на скромный перечень доработок, Panda 100 HP была отмечена множественными автомобильными изданиями, а журналисты британского evo по сей день считают ее одним из лучших компактных хот-хэтчей всех времен.

Помимо бензиновых моторов, Panda второго поколения стала потреблять дизельное топливо, природный газ и, в качестве эксперимента — даже водород. Но тогда в компании решили, что время водородных двигателей еще не пришло.

Вторая Panda, даром что выпускалась всего 9 лет, разошлась тиражом почти 2,2 миллиона экземпляров. Она попадала в рейтинги самых надежных машин, выигрывала сравнительные тесты, даже участвовала в ралли «Париж-Дакар» (хоть и безуспешно). Ее своеобразную внешность, разработанную в студии Bertone, не раз копировали китайские автопроизводители. Похоже, что для Fiat имя Panda стало священным: она не просто не вымирает, а всеми силами держит компанию на плаву.

Третье поколение Панды выпускается с 2011 года и по сей день. Сходство с первым поколением не случайно: во-первых, в ней используется все та же платформа Fiat Mini, а, во-вторых, зачем переизобретать велосипед, который и так отлично едет?

Наш тест Fiat Panda Cross можно прочитать вот [здесь](https://motor.ru/testdrives/pandacross.htm)

Впрочем, ряд изменений все же затронул хэтч. Его производство вернулось в Италию, улучшилась аэродинамика и безопасность, почти все двигатели стали турбированными. Более того, с 2020 года Панда доступна в «мягкогибридном» варианте с трехцилиндровым литровым двигателем и 12-вольтовым стартер-генератором, так что бестселлер Фиата стал зеленее и дружелюбнее, чем когда-либо.

С момента дебюта модели прошло уже 9 лет, так что и нынешняя Панда скоро отправится на покой. Учитывая асимметричную мордашку концепта Centoventi, показанного на прошлогоднем Женевском автосалоне, не исключено, что скоро Panda вернется к истокам.

И не исключено, что Centoventi тоже со временем сменит имя на Panda — такая уж сложилась традиция.

Ну а пока — с юбилеем, очаровательный хэтчбек! Живи долго! /m