Войти в почту

Автомобили с «обрубленным хвостом»

### Rumpler Tropfenwagen, 1921 год Автомобильным конструкторам давно известно: сопротивление воздуха — вещь серьёзная, и с ней надо считаться. Одним из первых людей, понявших это, оказался австрийский конструктор Эдмунд Румплер. В 1921 году он представил Rumpler Tropfenwagen, или «каплеобразный автомобиль». Машина, похожая на самолёт без крыльев, доказывала мысль Эдмунда: «форма капли идеальна с точки зрения аэродинамики». Коэффициент аэродинамического сопротивления «Тропфенвагена» составил 0,28, что сравнимо с Porsche 911 поколения 997, хотя между этими машинами больше восьмидесяти лет. ### Mercedes-Benz 170 V Kamm-Wagen K3, 1938 год Но такой обтекаемый кузов обязан быть длинным. Парковать во дворе восьмиметровую «каплю» — сомнительное удовольствие. Решение нашли в Mercedes-Benz. Швейцарский инженер Вунибальд Камм в середине тридцатых годов обнаружил: если «отрезать» капле хвост, её аэродинамика почти не пострадает. В Штутгарте тут же построили четыре прототипа, названных «Kamm-Wagen», и убедились в правоте Камма: коэффициент Сх упал до фантастической цифры в 0,23. И с этого история «камм-бэка» только начиналась. ### BMW 328 Kamm Coupe, 1939 год Это один из первых автомобилей, построенных по заветам Камма. Необычное оформление кормы помогло снизить Сх с 0,35 у обычного купе до 0,25. Максимальная скорость на тестах составила 230 км/ч, и это в конце тридцатых годов! Такой успех нельзя было не применить в гонках, и в 1940 году Kamm Coupe отправили на Mille Miglia, но автомобиль сошёл с трассы из-за технических проблем. А в 2010 году BMW построила реплику, которая и красуется на этом снимке. ### Ferrari 250 GT SWB Breadvan, 1962 год Breadvan, или «Хлебный фургон» — личная «игрушка» графа Джованни Волпи, который хотел создать автомобиль, не уступающий на треке Ferrari 250 GTO. Для этого он взял обычный 250 GT и вызвал к себе Джотто Биззарини, основателя Bizzarrini S.p.A. Конструктор довёл мощность машины до 300 лошадиных сил и взялся за разработку кузова. Дебютировал шутинг-брейк в 1962 году в Ле-Мане, где после 4 часов лидирования сошёл из-за поломки. С тех пор Breadvan побывал в массе интересных событий: две победы в классе GT, многочисленные старты на гонках классических автомобилей и даже [авария в Гудвуде в 2015 году](https://youtu.be/rU-bCW1PO78). ### Aston Martin DP215, 1963 год А этот Aston Martin — ещё один автомобиль, которому было суждено оказаться быстрее Ferrari 250 GTO. И по совместительству последний спорткар, созданный гоночным подразделением марки для «24 часов Ле-Мана». Дебют DP215 был ярким: в том же году на прямой Мульсан он разогнался до 319,6 километра в час, хоть затем и покинул трассу из-за поломки. А полвека спустя, в 2018 году, его продали на аукционе Sotheby's за 21,5 млн долларов. ### Ford GT40, 1965 год Благодаря фильму «Форд против Феррари» GT40 [стал известнее]( https://motor.ru/news/ford-gt40-cinema-18-11-2019.htm), чем когда-либо. Основные пункты его истории вам наверняка знакомы: неудачная попытка покупки Ferrari Генри Фордом Вторым, кропотливый труд американских конструкторов, тройная победа в «Ле-Мане» 1966 года и доминирование вплоть до 1969-го. Триумфом GT40 не в последнюю очередь обязан аэродинамике. В его профиле нашлось место и хвосту Камма, и «утиному хвостику» спойлера. Коэффициент Cx составил далёкие от идеала 0,39, но у современного «потомка» тот же показатель всего на 0,04 лучше. ### Citroеn SM, 1970 год Имея таких «предков», как Citroen Traction Avant и [DS]( https://motor.ru/stories/citroends-1.htm), трёхдверный SM не имел права быть обыкновенным автомобилем. И он им не был — поворотные фары, гидропневматическая подвеска, двигатель V6 разработки Maserati, односпицевый руль… Хэтчбек мог похвастать и неплохой для своего времени обтекаемостью (Сх = 0,34). К сожалению, неплохие продажи в Северной Америке сначала испортил топливный кризис, а затем — новый регламент безопасности. А слияние с Peugeot в 1975 году добило SM окончательно. ### Datsun 240Z, 1969 год В отличие от Citroen SM, японскому спорткару топливный кризис в США пошёл только на пользу. Жителям Штатов нужно было срочно пересаживаться с прожорливых масл-каров на что-то более экономичное, и тут на их рынке появляется купе с 2,4-литровым мотором и пропорциями классического спотркара. Результат — до 1974 года в Америке продали больше 130 тысяч «Ferrari для бедных». А «камм-бэк» здесь скорее как украшение — образцом аэродинамики 240Z не был. ### Honda CR-X, 1983 год CR-X оказался одним из первых экспериментов Honda с хвостом Камма. Хэтчбек полюбили не только на родном рынке, но и в Соединённых Штатах, для которых японцы сделали собственную модификацию, лишившуюся дефиса в названии. Причин для симпатии была масса: проворность и хорошая управляемость сочетались с отличной экономичностью. А необычный профиль машины сохранили и во втором поколении CR-X, и в гибридной трёхдверке CR-Z, выпускавшейся с 2010 по 2016 год. ### Citroen C4 Coupe, 2004 год Семь лет жизни первого поколения С4 скучными не назовёшь. Число типов кузовов едва уместится на пальцах одной руки: трёх- и пятидверный хэтчбеки для всего мира, седан для Китая и минивэны Picasso и Grand Picasso. Нас же интересует трёхдверка, которая помимо необычного внешнего вида запомнилась своим успехом в гонках. Знаменитый Себастьен Лёб и C4 WRC выигрывали в Чемпионате мира по ралли 4 года подряд: с 2007-го по 2010-й! ### Honda Insight, 2008 год Insight второго поколения — показательный пример современного массового гибрида. Сюда же относим и Toyota Prius (начиная со второго поколения), и Hyundai IONIQ… Слишком уж они похожи в профиль. И наследие профессора Камма точно пошло им на пользу: к примеру, коэффициент аэродинамического сопротивления Honda Insight составил 0,28, что лучше, чем у некоторых суперкаров. А где обтекаемость, там и экологичность. Для «Инсайта» заявляли расход топлива в 4,5 литра на 100 километров, что похвально для полуторатонной машины немаленьких размеров. ### Audi A7, 2010 год Audi A7 перенял звание «пятидверного купе» у младшего A5 Sportback. Пока немецкие маркетологи гордятся первенством в классе, конструкторы радуются обтекаемости кузова: Cx = 0,28. Позже «камм-бэк» перекочевал с легковушек на кроссоверы Q8 и Q3 Sportback. Если подумать, в 21 веке хвост Камма можно найти повсюду, начиная с кросс-купе, как BMW X6 и Renault Arkana, и заканчивая штучными суперкарами, как McLaren Speedtail. Но своей популярностью этот тренд обязан именно немцам. ### Mercedes-Benz Concept IAA, 2015 год Но если в А7 и прочих «Арканах» хвост Камма — элемент имиджа, то в Mercedes-Benz Concept IAA это часть целого букета аэродинамических решений. В «дизайн-режиме» Cx концепта составляет 0,25, но стоит активировать «аэродинамический режим», как четырёхдверка начинает трансформироваться не хуже такси из французской комедии. Отверстия в решётке радиатора закрываются, сплиттер в переднем бампере отъезжает назад, вогнутые колёсные диски становятся плоскими, а на корме выдвигаются восемь щитков, которые увеличивают длину машины на 390 миллиметров. Cx в таком режиме достигает цифры в 0,19 — [самого низкого](https://motor.ru/news/conceptiaa-15-09-2015.htm) показателя в мире. Откуда взялись современные купе-кроссоверы и пятидверные купе? Секунду подумав, обыватель скажет: мода на покатые крыши началась с BMW X6 и Audi A5 Sportback. Тот, кто лучше знаком с историей, возразит: а как же премиальные «Ситроены» пятидесятых и чешские «Татры»? Но на самом деле форма «капли с обрезанным хвостом» придумана ещё раньше. И не для того, чтобы машины лучше продавались, а чтобы сделать их более обтекаемыми. И тут не обошлось без сумрачного немецкого гения.

Автомобили с «обрубленным хвостом»
© Motor.ru