Галерея: классика английских спортуниверсалов
Начнем с недорогого, но чрезвычайно эффектного и гармоничного Scimitar GTE от почившей марки Reliant Motor Company, к внешности которого приложил руку Том Карен, британский художник с чешскими корнями из компании Ogle Design. От исходного купе Scimitar GT шутинг-брейк GTE отличался заметно и не одним только стеклопластиковым кузовом длиной 4343 мм, но и колесной базой, растянутой с 2337 мм до 2527 мм. Заодно пришлось перетряхнуть подвеску, изменить дислокацию топливного бака. GTE комплектовался двигателем Ford V6 объемом 3,0 литра. По меркам истинных британских шутинг-брейков автомобильчик получился массовым. Первая его итерация SE5 (1968-1972 годов выпуска) разошлась в количестве 4311 экземпляров, а SE5A (1972-1975 годов выпуска) — 5105 штук. SE6/SE6A/SE6B (1975-1986 годов выпуска) с колесной базой, удлиненной на на 100 мм, и колеей, расширенной на 80 мм, произвели в количестве 4827 машин. Самый известный автомобиль марки Jensen Motors Limited? Готовы поспорить, девять из десяти назовут Interceptor. Конечно, у пионеров легкового полного привода были и другие интересные машины, например GT — шутинг-брейк, в который превратился родстер Jensen-Healey. Это сравнительно маленький автомобиль — нос и корму разделяют 4115 мм, но на фотографиях он отнюдь не выглядит крохой. Самолюбие владельца Jensen GT способна потешить практичность и дизайн с прихотливо изогнутой подоконной линией в районе задних колесных арок, а еще редкость — с сентября 1975 по май 1976 года построено лишь 511 экземпляров с 2,0-литровой «четверкой» Lotus и пятиступенчатой механической коробкой передач. Конструктивно идентичных родстеров компания произвела общим тиражом 10 503 штуки, включая десяток прототипов. Eventer от компании Lynx Engineering — один из красивейших шутинг-брейков в истории, появившийся на свет путем мастерской трансформации купе Jaguar XJS. Первый Eventer показали в августе 1982 года. К 2002-му кузовщики переделали в сногсшибательные спортуниверсалы 67 «Ягуаров» — 52 экземпляра на базе дорестайлинговых машин и 15 на основе XJS после модернизации. Подавляющее большинство шутинг-брейков оснащено двигателями V12. Лишь у трех автомобилей был шестицилиндровый агрегат объемом 3,6 л и всего у одного — 4,0-литровый. На постройку одного экземпляра требовалось без малого 14 недель. Интересно, что в начале 90-х ряд компаний скопировал Lynx Eventer, нарушая авторские права англичан. Французская Les Ateliers Réunis переделала, по разным данным от 5 до 11 гран-туреров, а бельгийская фирма Gerard Dulait сподобилась на одну копию. Согласно легенде, промышленник сэр Дэвид Браун, выкупивший Aston Martin в 1947 году, попросил инженеров построить ему автомобиль, в котором было бы место для охотничьей собаки. Взяв в качестве отправной точки гран-турер DB5, они создали на его базе каноничный шутинг-брейк. Автомобиль так сильно понравился аудитории, что производитель заказал кузовной компании Harold Radford партию из 12 экземпляров, дабы самому не отвлекаться от выпуска «обычного» DB5. Заднее сиденье у DB5 Shooting Brake складное, благодаря чему полезный объем превышает 1,1 кубометра. Спортуниверсал DB5 Shooting Brake никогда не был дешевым. В 1965 году, будучи новым, он стоил 6412 фунтов, на 2000 фунтов дороже купе DB5. В августе 2019 года один из таких красавцев был продан на аукционе RM Sotheby's за 1 765 000 долларов, что делает его самым дорогим шутинг-брейком из когда-либо ушедших с молотка. Традиция продолжилась с появлением модели Aston Martin DB6. В Harold Radford вновь взялись за дело, но на сей раз дали жизнь шести красивейшим спортуниверсалам. Все они, как и предшественники, оснащены рядными 4,0-литровыми «шестерками» мощностью 286 л.с. Еще два DB6 Shooting Brake построила британская фирма FLM Panelcraft. Ее отличия заключаются в оформлении задней части с треугольными стойками и третьей двери. У творения Harold Radford она поднимается вместе со стеклом, в то время как у машин FLM Panelcraft подъемным сделано лишь стекло, а борт откидной. А это — настоящий уникум, Aston Martin DBS Estate 1971 года, построенный в единственном экземпляре для шотландского землевладельца, страсть как любившего рыбалку и нуждавшимся в соответствующем автомобиле. Трансформацию в универсал осуществила FLM Panelcraft, выбравшая на сей раз более спокойное и традиционное оформление кормы. Багажник на крыше предназначен для перевозки удочек. Двигатель V8 объемом 5,3 литра мощностью 324 л.с. обеспечивает очень быструю доставку инвентаря к ближайшему водоему. В 1992 году на Женевском автосалоне Aston Martin представила Virage Shooting Brake — спортуниверсал на базе гран-турера Virage, переделанный специалистами придворного подразделения Works Service. По некоторым данным, компания выпустила максимум шесть экземпляров Virage Shooting Brake. Лишь один удостоился кирпично-красной окраски Dubonnet Rosso, остальные красовались классическим British Racing Green. Интересно, что только два прототипа изначально были спортуниверсалами — четыре других автомобиля представляли собой конверсию из Virage с кузовом купе. Одним из самых известных и редких шутинг-брейков на базе Aston Martin является V8 Vantage от швейцарских специалистов Roos Engineering. Машину они представили немецкому заказчику в 1999 году, потратив на постройку два года и 1800 часов. Изготовлена новая крыша и третья дверь, а также складные задние сиденья и другие компоненты, утяжелившие исходный автомобиль на 60 кг. Линию крыши хотелось бы видеть ниспадающей, а она почти прямая, скругляющаяся у самой кромки. Не самый красивый шутинг-брейк, но очень мощный, особенно по стандартам конца прошлого века — V-образная «восьмерка» объемом 5,3 л с двумя механическими нагнетателями в спецификации V600 развивает 608 л.с. и 813 Нм. Во времена, когда гордым титулом Shooting Brake называют пятидверные универсалы со стремительным силуэтом, компания Aston Martin решила восстановить справедливость. Vanquish Zagato – квинтэссенция понятия трехдверный спортуниверсал и третья модель в линейке из четырех эксклюзивных суперкаров, созданных совместно со знаменитым итальянским кузовным ателье Zagato. Исходной моделью стал Vanquish S с 600-сильным двигателем V12 объемом 5,9 л. Конечно, творение Zagato – это про красоту, а не о практичности. Посадочных мест всего два, кузов углепластиковый, а задняя оптика… Вы только посмотрите на этот шедевр дизайна, напоминающий огненный хвост кометы! Всего построено 99 экземпляров. Удивительно, но кабриолет Bentley Continental GTC отлично подошел на роль исходника для постройки оригинального и по-своему красивого шутинг-брейка Continental Flying Star, за который следует благодарить итальянское ателье Touring Superleggera. У ее мастеров получился не только эстетичный, но и вполне практичный автомобиль — третья дверь оснащена электроприводом, а задний диван складывается, образуя с полом багажника ровную площадку. На свет появилось 20 «летающих звезд» с базовым ценником 590 тысяч евро. В стандарте предлагалась конверсия обычного GTC с 560-сильным наддувным двигателем W12 объемом 6,0 л, но кузовщики были готовы модифицировать и версию GTC Speed, развивающую 610 л.с. На десерт мы оставили не суперсовременное творение, а пришельца из глубины веков. В 1946 году Bentley выпустила Mark VI с рядной «шестеркой» объемом 4,25 л, первую послевоенную модель на основе Rolls-Royce. За время производства до 1952 года был выпущен 5201 автомобиль, из которых 999 экземпляров получили уникальные кузова от сторонних компаний. Мастерская Harold Radford построила лишь восемь экземпляров шутинг-брейка Countryman. Перед нами настоящий трехдверный Shooting Brake с алюминиевым кузовом, украшенным панелями из ясеня и красного дерева. Задние сиденья складываются и образуют с полом багажника в ровную площадку. Обратите внимание на узкую нишу под дверью багажника — в ней хранится запасное колесо. В настоящее время термин shooting brake, которым первоначально обозначались роскошные, спортивные и условно утилитарные трехдверки, обесценился. Им всё чаще называют обычные в общем-то универсалы со стремительным обликом. То ли дело настоящие шутинг-брейки с берегов Туманного Альбиона! Красивейшие, редчайшие, дорогущие, несущие в себе особый английский дух... Когда истинного джентльмена охватывает желание отправиться на охоту, он облачается в твидовый костюм типа того, что носил Соломин-Ватсон в незабвенной «Собаке Баскервилей», услужливо распахивает дверь багажника для своей собаки, бережно укладывает рядом ружье от James Purdey & Sons или Holland & Holland и с благоговейным трепетом садится за руль автомобиля, который вы вряд ли когда-либо видели.