Войти в почту

Европейские спорткары с американскими «мускулами»

### AC Cobra Самый знаменитый коктейль из европейских и американских традиций — это, конечно, великолепная и безумная Cobra на базе британского родстера AC Ace, обязанная своему рождению легендарному гонщику и инженеру Кэрроллу Шелби. Автомобиль, по сей день являющий собой квинтэссенцию грубой неукротимой мощи, выпускался с 1962 по 1967 год. AC отправляла спорткары без силовых агрегатов за океан, а окончательную сборку проводила лос-анджелесская фабрика Shelby American. Шелби хотел видеть на своем детище двигатель от Chevy Corvette, но джиэмовцы не горели желанием взрастить соперника своим спорткарам. Компания Ford отнеслась к идее куда благосклоннее и вооружила автомобиль 4,3- и 4,7-литровыми «восьмерками». Третья итерация MkIII оснащалась 7,0-литровым двигателем Ford FE V8 427 мощностью 431 л.с., который и прославил «Кобру» как сумасшедшего монстра, а заодно вынудил внести изменения в шасси и применить пружинную подвеску. Легкая «змея» с двигателем Ford 427 была способна развивать 262 км/ч. В 492-сильной версии она почти брала рубеж в 300 км/ч и, очевидно, заставляла пилотов седеть ускоренными темпами. ### Facel Vega Facel II Французская автомобильная культура не ассоциируется с большими двигателями V8, но из любого правила есть исключения. В данном случае таковым являются автомобили марки Facel Vega, которая функционировала с 1939 по 1964 год. Глава и основатель марки Жан Данинос делал ставку на крайслеровские двигатели, за что неоднократно критиковался. В числе моделей, таивших в себе американскую мощь, — купе Facel II с 6,3- и 6,7-литровыми моторами V8, развивавшими хорошо за 300 сил. Автомобильные издания, в свое время протестировавшие гран-турер, отмечали великолепную динамику и легкость, с которой он поддерживал высокие скорости. ### Facel Vega Excellence Автомобилями Facel Vega владели знаменитый певец Фрэнк Синатра, барабанщик The Beatles Ринго Старр и гонщик Стирлинг Мосс. Достаточно одного взгляда на величественный Facel Vega Excellence чтобы одобрить выбор этих далеко не самых последних личностей. ### De Tomaso Pantera В конце 60-х – начале 70-х некоторые американские компании пытались воспроизвести в своих маслкарах черты итальянских суперкупе. Тем временем, прославленные марки с Апеннинского полуострова не чурались использовать заокеанские «восьмерки». В их числе De Tomaso Automobili, вооружившая красивейшее купе Pantera 1971–1992 годов агрегатами Ford. Такой вот «культурный обмен». Сначала среднемоторного «хищника» комплектовали мотором Cleveland V8 объемом 351 кубический дюйм или 5,8 литра (до 360 л.с.), который можно встретить на таких моделях Ford как Mustang, Torino и Ranchero. Интересно, что после 1974-го американское производство «Кливленда» было остановлено и тогда двигатели поплыли из… Австралии, где продолжали использоваться местным дивизионом «Синего овала». ### De Tomaso Pantera Si В 1990 году место под капотом рестайлинговой Pantera Si с дизайном от Марчелло Гандини занял популярнейший Ford V8 302 в модифицированном виде. Мотор принято называть пятилитровым, хотя фактический объем равен 4,9 литра. ### De Tomaso Mangusta Pantera разошлась в количестве 7260 экземпляров, а вот ее предшественник De Tomaso Mangusta не был столь массовым — построили всего 401 автомобиль. Для европейского рынка использовался 4,7-литровый Ford V8 289 мощностью 306 лошадиных сил, в то время как в Новом Свете клиентов завлекала версия с 230-сильным агрегатом объемом 4,9 литра. Как минимум с последним распределение массы по осям составляло 32/68, а прохождение поворотов на скорости превращалось в сущий кошмар. ### De Tomaso Longchamp Pantera и Mangusta были не единственными De Tomaso с американским «сердцем». Cleveland 351 ставили на двухдверки Longchamp на платформе Maserati и с дизайном от американского гуру Тома Тьярды, приложившему руку к облику «дикой кошки». С 1972 по 1989 год итальянская марка выпустила 395 купе и всего 14 кабриолетов Longchamp. ### De Tomaso Deauville А это… нет, не Jaguar XJ, а De Tomaso Deauville, который, как и Longchamp состоял в родственных связях с Maserati Quattroporte и Kyalami. Он также оснащался 335-сильным «Кливлендом» и благодаря американским «мускулам» мог развивать до 230 км/ч, не уступая Quattroporte. Седан стал одним из самых редких De Tomaso — с 1971 по 1985 год было выпущено 244 экземпляра. ### Bizzarrini 5300 GT Strada В 1964 году экс-инженер Ferrari, Alfa Romeo и Iso Джотто Биццарини основал компанию имени себя. Bizzarini S.p.A просуществовала лишь до 1969-го, но успела пронестись по автомобильному небосводу яркой кометой. Самым известным ее творением стало спорткупе 5300 GT Strada, в котором истинно итальянский дизайн сочетался с грубой американской мощью. Bizzarini GT 5300 Strada отбивалась от конкурентов при помощи соблазнительного облика и 5,4-литровой «восьмерки» от Chevrolet Corvette (327 кубических дюймов). Смолл-блок развивает 365 л.с. и 385 Нм в дорожной версии и 400 л.с. в трековой модификации Corsa. Всего было выпущено 133 «итальянцев» с корветовским двигателем. ### Iso Grifo 7 Litri Еще одна итальянская компания Iso Automoveicoli S.p.A. творила лишь с 1953 по 1974 год, но за это время успела подарить миру линейку гран-туреров с «восьмерками» Ford и Chevrolet. Пожалуй, наиболее знаменитым является купе Grifo, которое в топовой версии с говорящим названием 7 Litri хвасталось поистине чудовищным громоподобным «биг-блоком» от Chevy Corvette 427 мощностью 400 л.с. «Итальянец» с американскими замашками мог выбить дух из многих своих земляков — заявленная максимальная скорость как минимум теоретически составляла 300 км/ч. ### Iso Grifo IR-9 Вообще инженеры Iso по мелочам не разменивались! В 1970 году в свет вышло купе Series II, получившее «скрытую» головную оптику и модификацию IR-9 Can-Am с «восьмеркой» Chevrolet 454 объемом 7,4 литра. Позже гамму пополнила IR-8 со звездно-полосатой душой — такие версии оснащались агрегатом Ford 351. Grifo был выпущен в количестве 413 (по другим данным — 412) штук. ### Iso Rivolta Fidia Более редким стал седан Iso Fidia с прихотливым вычурным дизайном от Джорджетто Джуджаро, ковавшим в те годы славу в ателье Ghia. С 1967 по 1975 год итальянские мастера собрали 192 экземпляра. До 1973-го седан оснащали мотором Chevrolet 327 объемом 5,4 литра, (300 и 350 л.с.), а затем перевели на 5,8-литровый Ford Cleveland 351. ### Monteverdi Tiara Швейцарская марка Monteverdi, деятельность которой пришлась на 1967—1984 годы, имела в своей гамме редчайший, выпущенный в количестве трех экземпляров седан Tiara на базе Mercedes-Benz S-Class W126 и внедорожник Safari, имевший в своей основе International Harvester Scout. Но в случае с купе, кабриолетами и седанами high speed ставку сделали на технологии Chrysler. ### Monteverdi High Speed 375 L von Fissore «Скоростные» с элегантными и строгими кузовами Pietro Frua и Carrozzeria Fissore скрывали американские мускулы — 7,2-литровый Chrysler V8 440 мощностью 385 л.с. Впечатляющий заряд позволял большому седану high speed 375/4 развивать 240 км/ч. ### Monteverdi Sierra Пришедшие на смену машинам high speed, Monteverdi Sierra, тоже были плоть от плоти «янки» — седаны и универсалы (по некоторым данным, выпущено 15 и 5 машин соответственно) базировались на Dodge Aspen/Plymouth Volare. Два построенных кабриолета скрывали «потроха» купе Dodge Diplomat. Все автомобили оснащались 5,2-литровыми двигателями V8. ### Jensen Interceptor Перенесемся в Великобританию, где обитает славный Jensen Interceptor. Автомобиль интересен целым рядом особенностей — своеобразным дизайном от итальянского ателье Carrozzeria Touring Superleggera, стальным, а не стеклопластиковым кузовом, как у других Jensen, первой системой полного привода на легковой модели (такие модифицированные спорткары с удлиненной колесной базой назывались Jensen FF) и могучими крайслеровскими «восьмерками». Британский «перехватчик» выпускался с 1966 по 1976 год и застал самые «сливки» времен детройских маслкаров. Ему достались агрегаты, которые можно было встретить на легендарном Dodge Charger и других мускулистых моделях концерна Chrysler. В начале под длинным капотом обитал 6,3-литровый биг-блок (383 кубических дюйма) мощностью 330 л.с. В 1971 году появился V8 440 объемом 7,2 литра, один из самых больших двигателей американского производителя тех времен. В общей сложности на свет появилось 6408 экземпляров Interceptor в варианте фастбек с огромным задним панорамным стеклом, купе и кабриолет. ### Ultima GTR Один из самых выдающихся европейских автомобилей с американским двигателем — это среднемоторный GTR от Ultima Sports Ltd, которая, как и мотоциклетная марка Triumph базируется в английском городе Хинкли. Среднемоторный суперкар, как и открытая модификация Can-Am комплектовались восьмицилиндровыми двигателями Chevrolet мощностью от 304 до более чем 1000 лошадиных сил. GTR способен не только на ослепляющее головокружительное ускорение на прямиках — он чрезвычайно быстр на трассах с поворотами. Так, он прошел трек Top Gear на 6,2 секунды быстрее чем Ferrari Enzo и «привез» 4 секунды Bugatti Veyron Super Sport. ### Ultima Evolution Наследником GTR стал Evolution, продолживший добрую традицию заимствования моторов General Motors в разных версиях и вариантах отдачи. Мощнейшая компрессорная версия, развивающая 1034 л.с., способна посрамить всемирно известный гиперкары ускорением до 97 км/ч за 2,3 секунды и прохождением ¼ мили за фантастические для дорожного автомобиля 9,2 секунды. Evolution весит менее тонны, благодаря чему достигается феноменальная, буквально супербайковская энерговооруженность. ### TVR Griffith Компания TVR, еще одна гордость Туманного Альбиона, прежде использовала двигатели Rover V8, шестицилиндровые агрегаты Ford и собственные моторы. Но в последней итерации спорткупе Griffith компания применила 5,0-литровый Ford V8 Coyote от Mustang GT, модифицированный всемирно известной инжиниринговой фирмой Cosworth. Мощное американское «сердце» с системой смазки с сухим картером, позволяет достичь энерговооруженности в 400 л.с. на тонну массы. Учитывая 1250 кг «живого веса», купе развивает около 500 л.с. Вообще TVR интересен безотносительно двигателя V8. У него пространственная силовая структура iStream от Gordon Murray Design (ее жесткость — 20 000 Нм/град), идеальная развесовка по осям благодаря расположению двигателя в пределах колесной базы, и великолепные пропорции заднеприводного спорткара. ### Marcos Mantis Британия славна маленькими фирмочками, в число которых входит Marcos Engineering. Ее закрома полны в высшей степени своеобразных машин, включая брутальные купе и кабриолеты Mantis с фордовским верхненвальным двигателем V8 объемом 4,6 литра мощностью около 330 л.с. Агрегаты в модификации с четырьмя клапанами на цилиндр ставились, в частности, на маслкары Mustang SVT Cobra девяностых годов. ### Marcos Mantis GT В 1998 году Marcos выпустила сумасшедший Mantis GT с 513-сильной компрессорной модификацией двигателя, способной выстреливать до 97 км/ч (60 миль/ч) за 3,7 секунды. На тот момент лишь считанные британские модели, включая Aston Martin Vantage, могли похвастаться отдачей более чем в полтысячи «лошадей». Общий тираж Mantis оказался мизерным – построили 51 экземпляр, включая 16 машин с механическими нагнетателями. Издание Autocar, которое в свое время имело возможность протестировать спорткар, отмечало неплохое качество сборки, отсутствие скрипов в салоне и каких-либо поломок во время испытаний, что похвально для «гаражного» мелкосерийного автомобиля. ### Marcos TSO GT2 Еще одним результатом симбиоза легкого английского шасси и заокеанского V8 стало спорткупе TSO. Оно производилось с 2004 по 2007 год под занавес истории Marcos Engineering и оснащалось алюминиевым двигателем LS1 объемом 5,7 л от Chevy Corvette C5 в разной степени форсировки мощностью до 468 л.с. ### Gordon-Keeble GT Неизвестный герой инженерного «кровосмешения» — таинственный британский Gordon-Keeble GK1. Джон Гордон и Джим Кимбл видели идеальный гран-турер облаченным в стеклопластиковый кузовом с дизайном от Джорджетто Джуджаро, задней подвеской Де Дион и 5,4-литровым от Chevrolet Corvette мощностью 304 л.с., установленным в пределы колесной базы для наилучшего распределения массы по осям. Судя по отзывам автомобильной прессы тех лет, Gordon-Keeble был достойным соперником Aston Martin DB6 и Jaguar E-Type. С 1964 по 1967 год построили 100 экземпляров купе. ### Sunbeam Tiger Родстер давно канувшей в Лету английской марки Sunbeam кажется милым и «травоядным» созданием, но по факту это хищник и называется он Tiger. От родственной и идентично выглядящей модели Alpine со скромными «четверками» спорткар отличался фордовскими двигателями V8, которые можно было встретить на Mustang первого поколения. Первая версия «Тигра» довольствовалась 4,3-литровым агрегатом (166 л.с.), который позволял достичь 97 км/ч (60 миль/ч) за 8,6 секунды и развивать максимальные 190 км/ч. С 1964 по 1967 год было построено 6450 экземпляров. Вторая итерация для американского рынка с мотором объемом 4,7 л оказалась на 1,1 секунды динамичнее, на 6 км/ч быстрее и гораздо более редкой — произведено 633 штуки. Спорткар, рожденный в Европе и при этом оснащенный большой американской «восьмеркой», напоминает блюдо, вынужденно приготовленное из слишком разных ингредиентов. Но ведь не каждая компания может позволить себе самостоятельную разработку двигателя или покупку агрегатов у одного из европейских грандов. С простыми как грабли заокеанскими V8, чья принципиальная конструкция за десятилетия менялась очень мало, история другая — стоят они недорого и при всей своей харизматичной архаике весьма «мускулисты». Многочисленные примеры доказали эффективность симбиоза европейского шасси и американской мощи, хотя, конечно, есть и исключения.

Европейские спорткары с американскими «мускулами»
© Motor.ru