Войти в почту

Упрям, как горец: Porsche Macan лезет к вершинам Кавказа

Этот Porsche Macan смотрит на двухглавую вершину Эльбруса со смотровой площадки близ горы Шаджатмаз. Это красивое место совсем рядом с Кисловодском, и попасть сюда можно даже на легковой машине (если аккуратно). Для любопытных вот [ссылка на карту](https://yandex.ru/maps/-/CCUAU0w2cA), для продвинутых — координаты: 43°44'26"С 42°40'49"В. Только десятичную запись не просите пожалуйста!

Упрям, как горец: Porsche Macan лезет к вершинам Кавказа
© Motor.ru

Интересно, что сама видовая площадка находится на территории Кабардино-Балкарской республики, обсерватория на соседней возвышенности — уже в Карачаево-Черкесии, а ближайший город Кисловодск — в Ставропольском крае.

А вот и она, Кисловодская горная астрономическая станция. Она расположена здесь не случайно: утверждают, что прозрачность местной атмосферы позволяет наблюдать планеты и звезды днём вблизи солнечного диска! Станция существует с 1948 года, и более 60 лет здесь систематически наблюдают за Солнцем. А в 2013 году начала работать Кавказская горная обсерватория ГАИШ МГУ. Что такое ГАИШ? Это Государственный астрономический институт имени Штернберга, он входит в структуру МГУ имени Ломоносова. На Кавказе у них установлен современный 2,5-метровый телескоп.

Характерный силуэт Эльбруса сложно не узнать. Спящий вулкан возвышается на 5642 метра над уровнем моря — это самая высокая горная вершина России и Европы. Впрочем, это всем известно.

Кто там просил обоев для рабочего стола?

Светящаяся перемычка между задними фонарями — эффектный и узнаваемый элемент рестайлингового Макана

Наш серый Macan в стандартном положении пневмоподвески, а черная машина коллег — во внедорожном. Кроссовер сохранит положение кузова, даже если выключить зажигание и закрыть двери.

Пробравшись на гору Шаджатмаз малопроходимыми тропами, понимаем, что искали приключений ради приключений: вот же асфальтовая дорога! Macan Turbo с удовольствием и азартным урчанием поглощает все предоставленные ему повороты, будто без этого не заснет. Мой напарник по экипажу — главред журнала 4x4 Club Максим Ракитин. Да, он бородат и умеет изысканно сквернословить (если надо), но вовсе не из племени диковатых джиперов, что не выходят из дома без компаса, огнива, канистры, хайджека... Он охотно принимает выразительный намек Макана, и ведет кроссовер по спортивному, «на лепестках» в приличном темпе, насколько позволяют диодные фары, раздвигающие перед нами ночь. На Кавказе хороший асфальт может внезапно закончиться, а потом так же внезапно появиться вновь. Это издержки условных границ между республиками: «ничейные» участки остаются без внимания дорожников.

На следующий день поводов переключаться в спортрежим уже не было: нам предстояло подняться на плоскогорье, которое называют плато Бермамыт.

Не вижу смысла спрашивать «зачем». Горы для того и нужны, чтобы подняться повыше, а потом смотреть с высоты с чувством глубокого удовлетворения. Ведь ты это заслужил. Для меня это самый понятный и естественный туризм. Надеюсь, для наших машин тоже.

На плато Бермамыт ведут вполне проходимые дороги, на которых встречаются вполне легковые машины. Хотя всё больше УАЗики. Для желающих повторить привожу координаты начала пути: 43°52'48"С 42°33'43"В. Вы ведь любите цифры с зашифрованным в них смыслом?

Плато напоминает то ли Юту, то ли Колорадо... А может быть все столовые горы сразу.

Наверху — вполне приличная каменистая грунтовка. Можно держать приличную скорость, если не донимает тряска, а дорогу не скрыла пыль от идущей впереди машины. Macan на ней по крайней мере не утомляет — ни излишним шумом, ни чрезмерной жесткостью. Все-таки хорошо, что у нас 20-дюймовые колеса. Потому что они могли быть еще на дюйм больше.

Рукотворные каменные сооружения называют «Аланские столбы». О них мало что известно. В частности, их считают вехами Великого шелкового пути.

Плато представляет собой плоскую равнину. Вид становится интереснее, когда понимаешь, что ты на вершине плоскогорья.

Во внедорожном режиме Macan поднимается на пневмостойках. Ход при этом становится жестче, но подвеску можно слегка «распустить» нажатием кнопки.

Виды с плато действительно стоят пути. Чтобы сориентироваться, вновь предлагаю [ссылку на карту](https://yandex.ru/maps/-/CCUAQMFYhD) и координаты смотровой площадки: 43°42'13"С 42°26'34"В.

Главное, о чем стоит помнить перед восхождением, — на вершине всегда ветренно

Если бы не сероватая масса деревьев, ощутить масштабы гор внизу не представлялось бы возможным.

Проторенных троп на плато немало. И спуститься вниз не составляет большого труда. Однако мы выбрали самый короткий, прямой и сложный маршрут.

Спортивные кресла Макана хороши: несмотря на жесткую и совсем не декоративную боковую поддержку, в них можно провести целый день и не жаловаться на спину. А диапазон регулировки по высоте огромен — то что надо ради внедорожной обзорности.

Вопреки распространенным суждениям, современные кроссоверы отнюдь не беспомощны на бездорожье: у них плоское днище, большой дорожный просвет благодаря пневмостойкам (кстати, у Макана он составляет приличные 190 мм даже в дорожном положении), а система стабилизации полностью заменяет работу механических блокировок. В результате водитель, мало-мальски смыслящий в преодолении бездорожья, порой проедет дальше, чем на внедорожнике с мостами.

Разумеется, все эти выкладки годятся для сухой погоды, иначе дорожные шины уравняют в неподвижной беспомощности и Porsche Macan, и Land Rover Discovery. Для нас же самую большую опасность представляли острые камни. Отделались одной пробитой шиной.

Кони на свободном выпасе — необычное и очень красивое зрелище. Движутся они слаженно, совсем как стая птиц.

Гора в форме акульего плавника... Сил удивляться уже нет, а любоваться — есть.

Вообще-то Macan Turbo с пакетом Sport Chrono набирает 100 км/ч за 4,3 секунды. Это, на минуточку, как Ferrari F430. Но сейчас кроссовер занят немного другими делами... В которых тоже чувствует себя весьма уверенно.

Горные коровы! Вот такого я точно еще не видел...

Рельеф постепенно меняется, появляются следы присутствия людей, но тропа, по которой мы крадемся по-прежнему не имеет ничего общего с дорогой.

Камеры кругового обзора помогают не только на парковке. Пару раз мы смотрели, остался ли запас места между правыми колесами и пропастью.

Проехав мимо объекта, который наши проводники называют дачей Косыгина (может быть её специально сделали максимально недоступной?), мы спустились в полузаброшенное село Хасаут (43°42'19"С 42°30'59"В).

Говорят, его отселили в 1937-м. Собственно, самим годом можно объяснить всё: по всему союзу творились такие вещи, оправдания которым нет и не будет.

Сейчас часть домов заселена, есть новые постройки, молельный дом, синяя телефонная будка. И наконец-то дорога. У этого путешествия нет опорных точек, исторических мест, исследовательской цели. По Кавказу можно проложить еще десяток таких же. Мы просто ездили от одних видов к другим, но никто не скажет, что в этом не было смысла. За прекрасные пейзажи на вершине мы заплатили горящими от ветра ушами. Ну а дать Porsche с курсивом Turbo на корме показать свои таланты — бесценно.

Навстречу колонне разноцветных Porsche ползет УАЗ. Из окна разве что не по пояс высовывается мужик и с радостной улыбкой, обстоятельно и с чувством крутит пальцем у виска, встречая каждую машину. А мы знай себе катим на плато Бермамыт, что в Карачаево-Черкесии. Не знаю, почему тот весельчак посчитал дураками нас. Чтобы ездить по плотной грунтовке на УАЗе, как раз много ума не надо. Да и вообще, наш маршрут по горам юга России можно пройти на обычном кроссовере. Но кому нужны легкие пути! Мы поехали на спорткарах… Или по-вашему 440-сильный Macan Turbo со спортивными сиденьями-ковшами и скоростными асфальтовыми шинами на 20-дюймовых колесах не спорткар?