Войти в почту

«В маленьком бизнесе вроде ресторана или салона красоты во Вьетнаме нет никакого смысла»

Тина Санкова приехала во Вьетнам в 2012 году. Сначала она устроилась в одну из туристических фирм, но когда в этом бизнесе стало слишком много конкурентов, решила поменять направление. В России у нее не было ни предпринимательского опыта, ни опыта работа в индустрии красоты. Тем не менее она решила с нуля открыть маникюрный салон, потому что сама нуждалась в этой услуге, а качество азиатского маникюра ее не устраивало.

«В маленьком бизнесе вроде ресторана или салона красоты во Вьетнаме нет никакого смысла»
© BFM.RU

С годами спектр услуг расширился, однако когда началась пандемия и все туристы разъехались, начались убытки, несмотря на 50-процентную скидку за аренду. Предприниматель рассказала BFM.ru, какие способы борьбы с конкурентами используют вьетнамцы, насколько безответственными бывают местные сотрудники и почему жители Вьетнама практически не ходят в салоны, открытые иностранцами.

Я переехала во Вьетнам из Владивостока. В России я работала в банке и немного — педагогом в школе. Я всегда мечтала работать в туристической сфере, хотела быть гидом, много путешествовать. Во Владивостоке это очень популярная профессия. Но так как я была совсем юна, меня долго никуда не брали.

В 22 года я наконец стала гидом по направлению Китай, но далеко не каждый раз нас отправляли на интересные направления. Чаще всего это были автобусные шопинг-туры. Однажды я поняла, что устала. Одни и те же люди, одно направление, и ничего в жизни в принципе не меняется.

Как-то раз я сидела в баре с другом и рассказывала ему про свой «день сурка», на что он сказал, что мне надо куда-то поехать, отдохнуть и привести себя в порядок. Его друг жил во Вьетнаме, и он дал мне его контакты, чтобы тот встретил меня в аэропорту.

Так я оказалась здесь. Я с первого взгляда влюбилась в Муйне — маленькую вьетнамскую деревушку, райское местечко, которое в 2012 году было очень тихим и спокойным. Все ходили друг к другу в гости, собирались на тусовки. У меня не было ощущения, что я хочу остаться во Вьетнаме навсегда. Но через полтора месяца жизни в Муйне пришло осознание, что я не просто турист, и мне хочется здесь задержаться.

Муйне. Фото: depositphotos.com

Переезд во Вьетнам не был осознанным решением. Его можно назвать побегом от рутины, очередным приключением. Первый месяц я ничем не занималась. Я там никого не знала, кроме того друга, который встретил меня в аэропорту.

В Муйне я сначала жила в отеле, а через месяц сняла полноценный вьетнамский дом, с двумя спальнями, большой гостиной, отдельной кухней, балконами и двумя санузлами. Потом я позвонила маме и сказала, что мне здесь нравится и, кажется, я здесь задержусь. Она спросила, чем я занимаюсь, я ее успокоила, что найду себе работу. Она сказала, что переживает, и буквально через две недели прилетела ко мне. Мама прожила со мной три недели, посмотрела на моих новых друзей и пришла к выводу, что я попала в хорошую компанию.

После ее отъезда я сразу устроилась на работу. Выбор был невелик, и ребята, с которыми я познакомилась, предложили пойти в турагентство. Во Вьетнаме это маленькое помещение, где ты сидишь под кондиционером и пытаешься продать посетителям путевки на экскурсии в окрестностях Муйне. Так я проработала первые полтора года. Сначала я зарабатывала хорошие деньги — до 3 тысяч долларов в месяц.

В 2014 году я ушла из этого места — конкуренция выросла, а зарплата понизилась. Очень странно во Вьетнаме устроена ценовая конкуренция. Они думают, самое лучшее, что можно сделать, — демпинговать. Если у конкурента путевка стоит 30 долларов, ты можешь установить цену в 25 долларов, а следующий человек, который только что открыл турагентство, поставит 20. В итоге все пришло в упадок.

Тогда я стала думать, как начать свой бизнес. Кое-что к этому моменту я уже накопила, плюс помогли родители. У меня не было никакого опыта в индустрии красоты. Я решила открыть салон по той простой причине, что мне и моим подругам негде было делать маникюр. Качество этой услуги в местных салонах оставляло желать лучшего.

Основная часть стартового капитала ушла на аренду. У меня был такой контракт, что нужно было за многое заплатить вперед, чтобы сократить расходы. Очень много — на оборудование, расходные материалы: 200 гель-лаков, 150 обычных лаков, множество сопутствующих материалов и дорогостоящее оборудование, например, массажные педикюрно-маникюрные кресла.

На регистрацию компании ушло где-то три месяца, сколько денег — уже точно не помню, но больше трех тысяч долларов. Это было не сложно. Приезжал посредник с бумагами, я их подписывала, и он ходил по всем инстанциям. Это было давно, и сейчас правила изменились. На тот момент у компании с иностранным капиталом должно было лежать на счету около 25 тысяч долларов. Сейчас цена намного выше.

Муйне — город небольшой, но там огромный поток приезжающих. Мы раскручивались в основном за счет сарафанного радио. Также мы присутствовали во всех соцсетях, а на начальном этапе работала раздача флайеров.

Пользовались и местными печатными изданиями. Конечно же, были карты, на которых мы присутствовали, сотрудничество со всякими турагентствами, с другими салонами, где наши услуги не пересекались. Мы бартером отправляли людей делать массаж или в ресторан, участвовали в разнообразных вечеринках. К примеру, в одном из заведений проходили раз в неделю праздники, ведущий разыгрывал призы, в том числе и наш подарочный сертификат.

Мы развивались и увеличивали штат по мере необходимости. Как только я поняла, что нам нужно включить в прайс услугу эпиляции, я нашла девушку, которая мне помогла обучить персонал. Это сезонный бизнес. Также, например, на летний период все туристы во Вьетнаме разъезжаются, и нет смысла держать парикмахера. А зимой, наоборот, очень много гостей, и смысл есть. То же самое с косметологом.

Изначально мы планировали, что будем открываться в 10 утра, но через полтора года уже не видели в этом смысла. Люди, которые приезжают отдыхать к морю, в первой половине дня спят. Поэтому мы стали работать с часу дня до 10 вечера.

Нашими клиентами изначально были местные. Потом мы перепрофилировались и сделали ставку на туристов. Вьетнамцы — сложные гости. Они не привыкли к нашему уходу за руками и ногами. Им не важны стерилизация инструментов, качество расходных материалов и качество работы. И нам тоже этого не понять. Поэтому наш маникюр был дороже, чем у местных, в три-четыре раза.

За последние годы эта индустрия очень развилась. Мы говорим в принципе об индустрии красоты: перманент, косметологическая хирургия — во всех сферах произошел просто колоссальный прорыв. В больших центральных городах качество на высоком уровне. Раньше считалось, что лучшие мастера маникюра — русские и украинские девушки. Так и есть. Но ничто не стоит на месте, технологии не дают скучать. Качество услуг растет повсеместно и открывается много новых красивых салонов.

Мы переезжали четыре раза. Первый раз — потому что нам не захотели снижать арендную стоимость, она была очень высокой. Мы год стояли на месте, а потом нам предложили место в отеле. Но там вскоре сменились хозяева, которые сказали, что не хотят видеть салон красоты у себя, и собираются расширять ресторан. Они дали нам 28 дней на переезд. Мы переехали в третье помещение, но поняли, что оно нас не устраивает: оно было слишком открытым, а много солнца очень вредно для гель-лаков. Пришлось отказаться и от этого места. И вот только четвертое помещение нам подошло идеально.

Фото: из личного архива

Сейчас наш штат — это одна русская девушка, которая занимается маникюром и педикюром, а также делает эпиляцию, и одна вьетнамская девушка, которая также делает маникюр и наращивает ресницы. Остальных я сократила, потому что в Муйне осталось всего 30 гостей на мой салон. Незачем для них набирать больше персонала.

В местных жителях меня удивляет искренняя доброта и человечность, а с другой стороны, — абсолютное безразличие. Вьетнамцы — как большие дети: добрые, миролюбивые, но они невнимательные, часто отвлекаются.

Все лежит на моих плечах. Если тебе что-то нужно получить, никто за тебя это не сделает. Если вьетнамец должен поехать на рынок за продуктами, лучше поехать с ним, чтобы он не забыл морковь, или нужно проконтролировать своего винного поставщика. В день заказа придется еще раз позвонить и напомнить. Или когда, например, чинят кондиционер, нужно находиться рядом.

У меня была местная сотрудница, которой я оплатила двухмесячное обучение по наращиванию ресниц. Она отправилась на курсы в Хошимин, и там, как она сказала, у нее в первый день сорвали сумку со всеми деньгами, которые я ей дала. Я отправила ей такую же сумму денег, чтобы она все-таки прошла обучение, потому что специалист нам был нужен, я сама заинтересована в этом. Спустя два месяца после ее обучения она не приехала на работу и не брала трубку. Наконец, она перезвонила: «Спасибо за все, но сейчас я нахожусь в аэропорту и улетаю жить в Канаду к своему молодому человеку». Я ее спрашиваю: «Ты же это знала заранее, почему не предупредила? Мы бы нашли тебе замену, и ты бы смогла хотя бы частично передать свои знания другому человеку». Таких подстав было достаточно много.

Мне кажется, во Вьетнаме имеет смысл начинать что-то свое только в больших конгломератах. Сейчас здесь бум строительства жилых комплексов, поселков и даже городов. В маленьком бизнесе вроде ресторана или салона красоты во Вьетнаме нет никакого смысла: настолько это все не оправдывает вложенных усилий и денег. Вообще в Азии если вы открываете, к примеру, аптеку, и бизнес идет удачно, через два-три месяца на другой стороне дороги или прямо рядом с вами откроется другая аптека. Это не шутка, есть целые улицы аптек, в которых продается одинаковая продукция. Конкуренты создают бизнес под копирку. Есть целая улица с магазинами дверей, окон, с маникюрными салонами. Это просто убивает бизнес. Выживает сильнейший.

Фото: depositphotos.com

Очень серьезным испытанием для нас стала пандемия. В марте улетели последние туристы, и бизнес сразу просел. Остались экспаты и вьетнамцы. Но вьетнамцы в основном ходят в местные заведения. Поэтому это максимум 10% от всего оборота. Также здесь, как и везде, были введены карантинные меры: самоизоляция, закрытие ресторанов, студий красоты и так далее. После первой волны снова начали работать рестораны и салоны, но людей не прибавилось.

Да, есть постоянные русские гости, которые работают и живут здесь, но на данный момент на мой огромный салон красоты, как я уже сказала, осталось 30 таких гостей — по одному человеку в день. Это не окупает ни аренду, ни коммуналку, ни интернет. Мы работаем только для того, чтобы совсем не распустить персонал и не закрыть бизнес.

В декабре я оплачиваю аренду за полгода, и, если мои арендодатели не пойдут на уступки, скорее всего, мне придется закрыть салон, забрать все оборудование и выехать, потому что смысла платить большую аренду нет никакого. Я сейчас на перепутье — или закрываться, или идти в невероятный минус. Из-за коронавируса нам сделали скидку 50%. Но я буду просить скинуть еще 25%. По-хорошему мне нужно закрыть салон и попрощаться с бизнесом как минимум на год.