Войти в почту

Усилитель рулевого управления — виды, особенности

Современный автомобиль тяжело представить без усилителя рулевого управления. Не все знают, но «баранка» в автомобиле вращается так легко только потому, что в конструкции предусмотрена такая система. И именно этот параметр является одним из важных при выборе транспортного средства. У разных производителей предлагаются разные варианты усилителей. Рассмотрим, какие виды представлены на рынке и чем они отличаются.

Усилитель рулевого управления — виды, особенности
© Car.ru

Первые усилители рулевого управления начали применяться в 30-х годах прошлого века. Однако, их устанавливали на грузовые автомобили. Тогда водителю было тяжело справляться с поворотом колес, несмотря на большой диаметр руля. В то время существовала должность помощника шофера. К его обязанностям добавили кручение руля в крутых поворотах. Фактически транспортом управляли четырьмя руками.

Пневматический. В тормозной системе работал сжатый воздух, поэтому и решение лежало совсем близко — сделать усилитель пневматическим. Подобные устройства не отличались сложной конструкцией и были максимально дешевыми. Главным недостатком был высокий шум во время работы. Сделать точный прогноз о том, насколько нужно выкрутить руль, чтобы войти в поворот, мог только профессионал своего дела. Пневматика работала по одному принципу — включено-выключено. Если руль вывернуть совсем чуть-чуть, усилитель никак не давал о себе знать. На больших углах рулевое колесо не сопротивлялось вращению. Наоборот, оно вырывалось из рук и колеса мгновенно крутились. Если в это время на дороге попадалась яма, руль вообще мог гулять сам по себе.

Гидравлический. В середине прошлого века воздух был вытеснен жидкостью. Гидравлические усилители были лишены всех недостатков, которые отмечались у пневматических. Насос может создавать необходимое давление. Распределитель связан с рулевым валом и может отслеживать угол поворота руля. На основе сопротивления определяется количество масла, которое направляется в дополнительное устройство для поворота руля. Гидроусилитель может устранять толчки во время проезда по неровной дороге. Гидравлика показывает высокую эффективность, даже если в дороге лопнет колесо. Главный минус гидроусилителя — сложность конструкции. Нужно постоянно контролировать уровень жидкости, следить за герметичностью, проводить замену масла и прочее. Насос такого усилителя функционирует постоянно, из-за чего двигатель теряет впустую почти 7% мощности. Давление в системе сильно зависит от оборотов коленвала. Поэтому на маленькой скорости руль может заедать. Помимо этого вся система имеет большой вес. И если потребителю данный фактор не так важен, то конструктор вынужден увеличивать мощность двигателя и усиливать другие элементы.

Электрогидроусилитель. Данная система лишена большинства недостатков гидравлического усилителя. Конструкция аналогична обычной гидравлике, но давление в нем создает насос, который приводится не от двигателя, а от отдельного электрического моторчика. За работу полностью отвечает электроника. Здесь нет зависимости от оборотов двигателя. Получается, что данный вид является переходным вариантом от гидравлики к электронике.

Электроусилитель. Данный тип усилителя с каждым годом становится все популярнее. Им оснащается большинство современных автомобилей. По конструкции он намного проще, чем гидроусилитель — электромотор в данном случае просто доворачивает рулевой вал. Располагается он на рулевой колонке. За управление отвечает электронный блок, который собирает и обрабатывает сигналы от разных датчиков. Такой усилитель весит меньше, не требует обслуживания, но многие автомобилисты отмечают искусственное усилие. Многие производители сегодня работают над обновлением именно этого типа усилителя.

Итог. Усилитель рулевого управления — незаменимая вещь в современном автомобиле. На рынке представлено несколько типов конструкций, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.