«Проходимец» грязи не боится
Рулить личным автомобилем – детская мечта любого мальчишки. Однако Юрий Сухоруков из села Гуево Суджанского района всю жизнь мечтал о большем – о собственном танке. И мечту осуществил! Пусть и черезмного лет. – Живёшь в селе, а тут у всех мопеды и велосипеды. Всегда старались их модернизировать, чтобы лучше ездили и везде проезжали, как настоящие вездеходы, – вспоминает курянин. – Но со временем пришли другие дела, и эта мечта как-то подзабылась. В жизни Юрия Митрофановича были служба в армии, Афганская война, тяжёлое ранение и потеря ноги. А что делать, когда ты заядлый любитель зимней рыбалки? Пешком по сугробам не пройдёшь, обычная машина не проедет. Вот тогда наш герой и вспомнил о своей детской мечте. – Три или четыре года я изучал вездеходы в интернете, видел разные варианты, – рассказывает он. – Так с детства запало, что хотелось именно гусеничный автомобиль. Сначала думал сделать что-то маленькое, одноместное, лишь бы до речки доехать, но вдруг жена попросит её до Псёла довезти или сын из Курска приедет… Вот и получилось собрать машину на четыре места, а при желании туда может и шесть человек поместиться. В основе вездехода Юрия Сухорукова, который он сам называет «Проходимцем», нет конкретного автомобиля. Он состоит из частей 12 разных машин и нескольких самодельных агрегатов. У «Проходимца» нет даже базового чертежа, только рабочие наброски. Как говорится, всё сделано на коленке. Зато готовый вездеход полностью оправдывает своё название: кроме того, что он преодолевает ухабы и колдобины, он способен даже плавать. Однако далось его создание непросто. – Запчасти собирались по знакомым. Грубо говоря, искали хлам, – объясняет Юрий Митрофанович. – Все детали были в нерабочем состоянии, поэтому я, сын и мои племянники ремонтировали их. Покупать новые – это большие деньги. Принцип был такой: нашёл на кузов кусок железа, почистил, лишнее отрезал, приварил. На «Проходимце» стоит двигатель от «Нивы 1.7», коробка передач – от «десятки», а радиатор охлаждения – от ГАЗ-53. При этом расход бензина как у «Жигулей», двери от уазика, а бампер сварен из кровати. Внутри установлены сиденья от «Москвича», резиновая уточка на приборной панели и даже климат-контроль – вентилятор 1963 года выпуска, своего рода раритет. В планах – создать крышу с двумя люками. Сейчас для неё собираются детали. Кстати, в процессе сборки части от разных машин было сложно «поженить» между собой. Но для настоящего энтузиаста нет ничего невозможного. – Нам удалось соединить переднеприводную коробку с двигателем от «классики», – улыбается мастер. – Сидели над этим около недели, а потом собрали всё за 20 минут. Есть в вездеходе и круиз-контроль – устройство, поддерживающее постоянную скорость движения, автоматически прибавляющее или уменьшающее газ самостоятельно, без участия водителя. Раньше он стоял на тракторе Т-150. А управление здесь как у настоящего танка – не рулевое, а рычажное. Умельцы везде Юрий Сухоруков не единственный, кто сумел сделать транспортное средство из подручных материалов. Мастера собирают тракторы из тех деталей, которые находят у себя в гараже, а после выставляют их на продажу. На популярном сайте бесплатных объявлений можно найти вездеход с кузовом от «девятки» за 210 тысяч рублей. Его продаёт житель Архангельска. Как сообщает издание 29.ru, Владимир, владелец этого авто, нашёл кузов ВАЗ-2109 на свалке в хорошем состоянии. Вместо колёс приделал гусеницы шириной 48 сантиметров каждая, поставил дизельный двигатель от иномарки, запчасти заменил на новые. Кроме того, салон оборудован печками и вентиляторами. Владелец вездехода катался на нём по болотам и озёрам, спокойно пересекал мелкие речки и поднимался в гору. Пробег машины – около 100 километров. А вот умелец из Красноярска живёт скорее в будущем, чем в настоящем. Павел Пашин создал экспериментальное транспортное средство, вдохновившись вселенной фильма «Трон». Основой самоделки стали гусеницы вездехода «Буран». – Делал недолго. На самом деле у меня время было между работой. Освободился – раз, собрал. Он у меня экспериментальный. Сейчас установил электродвигатель с аккумуляторами. В дальнейшем хочу поставить на него мотор от автомобиля «Тойота», – рассказал красноярец изданию NGS24.RU. Пока вездеход владелец выставил на продажу за 300 тысяч рублей. Звонков много, но он всё ещё не продан. Необычный УАЗ, похожий на громадную машину из фильма 90-х «Няньки», собрали житель Тюмени Николай Осипов и десять его друзей. Им понадобились новый UAZ Hunter, стандартный 135-сильный мотор, коробка передач от ГАЗ-53, раздаточная коробка от БТР и мосты от ГАЗ-66. Гигантские шины взяли от вездехода «Тром-16». Вездеход СКБ-600 собирали в течение трёх недель. Эта машина умеет ездить по склонам, большим сугробам, непроходимой грязи и даже преодолевать водоёмы. Такие вездеходы пользуются спросом. Их приобретают профессиональные рыбаки, охотники и работники Севера. – Это для упрощения конструкции. Можно было сделать и руль, но принцип поворота вездехода – раздельная система торможения на каждую гусеницу, – объясняет Сухоруков. – С рычагами удобнее. Самостоятельно удалось сделать даже гусеницы. Ведь готовые стоят около 150 тысяч рублей – серьёзные деньги для пенсионера. Но, если подумать, всему найдётся альтернатива. Юрий Митрофанович купил транспортёрную ленту, разрезал её на полосы, вручную сделал 1286 отверстий для креплений траков из строительного профиля. Многие односельчане говорили, что ничего не получится и на таких гусеницах вездеход не поедет. Так что заставить его двигаться стало делом принципа. – Трудности, конечно, были, – признаёт курянин. – Гусеницы уже переделали, сейчас на вездеходе стоит второй, уже окончательный вариант. Изначально двигать их поставили металлическую звезду, но немного не рассчитали расстояние шага гусеницы и звезды. Промежуток между траками был большой. Всё работало, но трак иногда налетал на зуб звезды. А новая звёздочка – обрезиненная. Работает бесшумно. Первый раз, когда выезжали, вездеход реально шумел как танк. Бабушки говорили: «Танки по селу проехали». Сейчас же работает по громкости как легковой автомобиль. Всего на сборку ушло 4,5 месяца и около 100 тысяч рублей. Два года собирали детали. Готовый «Проходимец» весит около тонны. Первый выезд состоялся ещё два года назад, 13 февраля в половине пятого утра. В селе тогда навалило очень много снега – было на чём испытывать. Тестовый заезд увенчался успехом. А на следующий день вездеход уже появился на дороге, где произвёл фурор. Особенно когда выяснилось, что он ещё и амфибия. – Вездеход полностью герметичен, – рассказывает Сухоруков. – Уровень воды доходит до нижнего крыла. Когда первый раз проверяли его на плавучесть, я забыл, что у нас в речке есть ямка глубиной где-то три метра. Смотрю, вездеход закачался как лодка, но мы тогда не знали, что он поплывёт, испугались даже. Гусеницы вращаются, дна не видно. Тогда за рычагами племянник Женя был. Поворачивается ко мне, глаза испуганные, и говорит: «Что делать?» Но потихоньку выбрались. На вездеход быстро нашёлся покупатель, который сразу предложил 600 тысяч рублей, но Юрий Митрофанович отказался. – Это уже «своё». Даже если придётся делать ещё один вездеход, этот обязательно оставлю. Если предложат собрать на заказ – почему бы и нет? Есть и те, кто хочет купить чертёж «Проходимца». Нам, к слову, удалось его обнаружить. Достаточно схематичный, только с размерами, он расположился на двери гаража. После всех работ над вездеходом Юрий Сухоруков планирует заняться реконструкцией ГАЗ-69 60-х годов выпуска. Он достался курянину от знакомого. – Такая техника должна жить, – уверен мастер. Ирина СИДОРЕНКО Фото Николая СИДОРЕНКО