Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Как выбрать личный электротранспорт и не натворить бед

За большими скутерами: с пассажирским сиденьем, двумя аккумуляторами и аудиосистемой с Bluetooth люди записываются в очередь за два месяца. Стоимость такого устройства может превышать полмиллиона рублей - если оно, например, от . Есть у электротранспорта и особое название - средства индивидуальной мобильности, СИМ.
Как выбрать личный электротранспорт и не натворить бед
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета
Самокат: достоинства и слабости
Главные преимущества самоката - компактность и мобильность. Транспортное средство весом 10-15 кг можно носить с собой, возить в общественном транспорте, оно не займет много места дома или в офисе, поскольку складывается. Ну а когда возникнет нужда, металлический сверток вновь превращается в самокат и со скоростью автобуса везет своего хозяина, куда тот пожелает. Плюс цена - приличное СИМ можно купить за 18,5 тысячи рублей, проездной на год в Москве стоит дороже. За 8900 руб. можно купить детскую модель на трех колесах - она еще и мыльные пузыри пускает.
- Выбирая самокат, необходимо четко представлять себе, как он будет использоваться и где ездить. От этого зависит, к примеру, выбор колес. Они могут быть надувными или литыми. Вторые долговечнее и не боятся проколов, но поездка по брусчатке на них - сомнительное удовольствие, - рассказал продавец СИМ Евгений Дорохов.
Стихия самоката - благоустроенные городские тротуары, парки и велодорожки. Он легко маневрирует в толпе, но пасует перед песком, а неглубокая лужа может стать для него смертельной.
Приличный электросамокат можно купить за 18,5 тысячи рублей
- Если вода попадет в мотор-колесо или контроллер управления под ногами ездока - скорее всего они выйдут из строя, - предупредил Евгений.
Другой способ быстро загубить самокат - превысить допустимую нагрузку.
- Это когда дядя 130+ становится на аппарат легкого класса и едет на нем в гору. Примерно посередине мотор-колесо выходит из строя, и вот это все катится обратно.
Выбор электробайка
Электровелосипед крупнее и дороже самоката, его не спрячешь под стол в офисе, а нужно парковать на улице, но он обладает неоспоримым преимуществом - если аккумулятор разрядится, можно добраться до пункта назначения, крутя педали. К тому же велосипед универсален: подходит и для городской езды, и для сельской, ему нипочем ни лес, ни горы.
Хотя большинство производителей заявляют дальность электрохода в 40 километров, на деле она может достигать 100. Есть режим, когда двигатель помогает крутить педали, ездок при этом не напрягается. То есть можно в белой рубашке доехать до работы, не вспотев и не разрядив аккумулятор.
В Сети продаются комплекты для установки электрооборудования на обычные велосипеды. Покупать их не стоит. Зачастую мотор-колесо шире обычного и не влезает на штатное место. У заводских электробайков усилена рама - особенно у переднеприводных, обычная вилка со временем оторвется. В сервисных центрах СИМ за электрификацию обычных велосипедов берутся неохотно, попытка же установить комплект самостоятельно чревата поломкой. А если подсчитать стоимость велосипеда, электрокомплекта и его монтажа, то выгода получается невелика. Еще одна опция, от которой стоит отказаться, - мотор-колесо с редуктором. Оно лучше крутится, но не обеспечивает рекуперации при езде накатом. А пластиковые шестерни внутри быстро выходят из строя.
Как и обычные велосипеды, электробайки бывают прогулочные, дорожные, горные. Пенсионеры охотно берут на дачу тихоходную модель с багажником. Молодежь любит амортизаторы и двигатель помощнее. Стоимость приличного аппарата начинается от 40 тысяч рублей.
Капризы батареек
Время зарядки аккумуляторов велосипеда и самоката одинаково - 6-8 часов в зависимости от емкости. Новое СИМ необходимо трижды разрядить до ноля, а затем зарядить до упора. На зиму аккумулятор с гаджета надо снять и хранить в тепле - литиевые батареи начинают разрушаться при -5. Летом электротранспорт нельзя надолго оставлять на солнцепеке, губительном для микросхем системы управления.
Безопасность
Не расслабляйся
В Петербурге возбуждено первое в стране уголовное дело после инцидента с электросамокатом. Двое студентов на прокатных СИМ сбили нескольких прохожих, а одного еще избили руками. На студентов завели дело о хулиганстве, а фирму, сдавшую им в аренду технику, заподозрили в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
А власти Воронежа пообещали навести порядок в кикшеринге - сейчас прокатные самокаты стоят и валяются по всему центру города, мешая дворникам.
После столкновений с пешеходами скорость арендных устройств в некоторых городах, например в Москве и Екатеринбурге, законодательно ограничили 15 км/ч.
Однако наибольшую опасность самокатчики представляют для себя самих - счет травмированных с начала сезона ездоков уже идет на десятки. И дело здесь не только в невнимательных автомобилистах, сбивающих самокатчиков на "зебрах". Кстати, как и велосипед, СИМ по пешеходному переходу надо катить.
Крупным самокатам на широких колесах на тротуаре неудобно - радиус поворота не тот. Они ездят по проезжей части, у обочины. Поток воздуха от пролетевшего мимо автобуса или фуры может лишить аппарат устойчивости и швырнуть его под колеса идущей следом машины. Об этом эффекте хорошо знают велотуристы, но они постоянно контролируют машину, а самокатчики едут расслабленно... По той же причине не рекомендуется устанавливать на самокат сиденье. Исчезает баланс телом. В поступило предложение обязать владельцев СИМ носить шлемы и другую защитную амуницию. "Защита нужна обязательно, - считает Дорохов. - На скоростных скутерах, самокатах и байках - на уровне мотоциклетной. В первую очередь необходим шлем. Мало кто об этом задумывается, но если на скорости 50 км/ч в глаз влетит майский жук, он этот глаз выбьет.
Кстати
Опасные игрушки
Сигвеи, гироскутеры, моноколеса и электроскейты к личному транспорту не относятся. Это устройства, предназначенные исключительно для развлечений - иначе говоря, игрушки. Они имеют свойство внезапно отключаться - с гироскутера человек при этом падает, сигвей вдобавок бьет его ручкой по голове - а для катания подходит только ровный асфальт.