Электросамокаты захватывают Курск

Электрические самокаты изобретены давно, и в Курске их можно было взять напрокат уже в позапрошлом году. Но по-настоящему массовым явлением они стали нынешними весной и летом. Если раньше самокат сдавали в аренду небольшие частные фирмы, то теперь в город пришли крупные агрегаторы, имеющие филиалы по всей стране. Чтобы прокатиться на этом «чуде техники», достаточно скачать на телефон специальное приложение и пару раз нажать в нём на соответствующие иконки. И вот уже счастливый обладатель самоката мчится по тротуару, пугая голубей и лавируя между прохожими. Серьёзных ДТП с самокатчиками у нас, в отличие от столичных городов, не случалось, но это вопрос времени. Пока же «Курская правда» постаралась разобраться с новым явлением городской жизни. Кто возит? Первый большой агрегатор по прокату самокатов, «Е-motion», пришёл в Курск ещё в прошлом году. Тогда всё прошло почти незаметно. В городе открылось всего две точки для парковки и аренды: одна – возле Знаменского собора, другая – около медицинского университета. В этом году точки проката от этого агрегатора есть почти на каждой остановке общественного транспорта вдоль улицы Ленина, а также в местах большого скопления людей. Вслед за «Е-motion» подтянулся конкурент – агрегатор «Urent». Этот сервис зашёл в Курск со своей услугой в начале мая этого года. Его главное отличие в том, что прокатные самокаты можно припарковать в любом месте. Да и зона покрытия, допустимая для езды, несколько шире: от парка Дзержинского по улице Ленина, включая Боеву дачу, и до последних домов на проспекте Дериглазова. У «Urent» работает порядка 30 точек проката. Сколько это стоит? Для проката у разных агрегаторов используется общая схема: скачивается мобильное приложение, выбирается заряженный самокат, на нём сканируется QR-код, вводится номер банковской карты для онлайн-оплаты и – можно ехать. Деньги спишутся в конце поездки. Цены, кстати, действуют московские: 30 рублей старт, а далее – 6 рублей минута. Корреспондент «Курской правды» опробовал такой сервис проката на себе. В итоге за полчаса катания, а это расстояние чуть более трёх километров, с вас спишут 230 рублей, в Москве – 250 рублей. Впечатления от первой поездки остались неоднозначные. С одной стороны, всё здорово, быстро разгоняешься, ветер в лицо. С другой – электрические тормоза не такие быстрые, как обычные механические на велосипедах. Правда, для страховки есть и ножной тормоз. Но к нему надо привыкнуть. А может, личный? Покупка электрического самоката – удовольствие не из дешёвых – от 10 до 50 тысяч рублей в зависимости от фирмы, мощности двигателя и объёма батареи. – Если предпочесть самокаты общего пользования, то можно нарваться на «убитую» модель. Так как в Курске этот бизнес только развивается, то и отношение к общественным самокатам соответствующее, то есть плохое, – говорит владелец электросамоката Михаил Бедарев. – Свой же самокат всегда под рукой в нужный момент, чистый, обслуженный, его можно модернизировать. Большой плюс в том, что не нужно стоять в пробках и проще подниматься в гору, учитывая наш холмистый город. Самокат складывается, и с ним можно зайти в транспорт или кафе. Окупится он, в принципе, быстро. Как регулировать движение? Электросамокат с малой мощностью двигателя не входит в категорию личного транспорта, как мопед или мотоцикл. Формально человек, управляющий маломощным электросамокатом с двигателем до 0,25 кВт, – пешеход. А вот если двигатель имеет большую мощность, транспорт уже считают мопедом. В этом случае за аварию водитель может получить штраф или даже лишиться прав управления. Но всё это «тонкие материи», и сотрудники ГИБДД сами пребывают в некотором недоумении. – По электросамокатам указаний в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России ещё не было. Сейчас ждём официального распоряжения, – рассказал начальник отделения пропаганды Управления Госавтоинспекции по Курской области Александр Жиленков. Законодатели отводят для движения средств индивидуальной мобильности такие места, как велосипедные дорожки и тротуары. В случаях, когда ни того ни другого нет, считается, что можно двигаться по правой стороне проезжей части. Можно-то можно… Но очень опасно! С начала года электросамокаты оказались в центре громких скандалов, когда в нескольких регионах России случились ДТП с их участием. Месяц назад парень на электросамокате сбил пенсионера в столице Башкирии Уфе, а в Санкт-Петербурге девушка сбила ребёнка. Но самые показательные случаи произошли в Кисловодске и Москве. В столице солист Мариинского театра Давид Залеев решил, не сбавляя скорости, проехать на самокате между тремя пешеходами. У него почти получилось, но он задел шедшего навстречу мужчину. При падении танцор получил травму головы и впал в кому. В реанимацию после падения с электросамоката попал и мэр Кисловодска Александр Курбатов. Несколько дней он находился между жизнью и смертью. А как у соседей? В Воронеже могут запретить передвижение на электросамокатах в местах отдыха, сообщает городская газета «МОЁ!» Кроме того, для самокатчиков могут ограничить максимальную скорость передвижения по городу. С такими инициативами выступили участники круглого стола «Средства индивидуальной мобильности. Как обеспечить безопасность и комфорт для всех участников дорожного движения?» А власти Санкт-Петербурга уже ввели такую меру. На улицах Северной столицы с большим потоком пешеходов и рядом с главными достопримечательностями скорость движения самокатов ограничена до 15 км/ч, в целом по городу – до 20 км/ч. Новый тренд – новые кражи В середине июня в Курске в пункте проката электросамокатов на улице Карла Маркса пропал двухколёсный транспорт. Угонщицу, жительницу улицы Дубровинского, правоохранители нашли по камерам наблюдения. Женщина хранила похищенный самокат в сарае. Она собиралась на нём кататься, но не смогла заставить сложную технику работать. Сейчас курянка сотрудничает со следствием, написала явку с повинной. За кражу ей грозит до двух лет лишения свободы. Крадут и личные электросамокаты. Такой случай произошёл в феврале этого года. Хозяйка электросамоката хранила своё транспортное средство на лестничной клетке. Самокат попался на глаза 35-летнему вору, он перепрятал его в тамбур соседнего дома, а затем продал за четыре тысячи рублей. Курянин уже имел судимость, за кражу его привлекли к уголовной ответственности. Кстати, на улицах Курска нередко можно встретить сотрудников правоохранительных органов, которые проверяют велосипеды на факт кражи по их серийному номеру. А проверяются ли электросамокаты? По информации пресс-службы областного УГИБДД, пока таких случаев не было. Ирина Сидоренко