Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Советские телескопические автовышки

Телескопические автовышки стали незаменимыми для обслуживания городской инфраструктуры и проведения монтажных работ в строящемся СССР. Их эволюция от примитивнейших конструкций до сложных гидравлических систем, является уникальным явлением в отечественном машиностроении.

Советские телескопические автовышки
Фото: Car.ruCar.ru

Первые автовышки в СССР появились уже в 30-х годах на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5, их конструкция была предельно проста: телескопический механизм представлял собой пять металлических труб, входящих друг в друга, он крепился к раме стальным пальцем, обеспечивающим гибкое соединение для перевода конструкции в рабочее положение при помощи лебёдки с самотормозящим червячным приводом.

Видео дня

Корзина, рассчитанная на 150 кг подымалась на 11 м. Для повышения устойчивости в рабочем положении к задней части рамы крепились два аутриггера. После окончания Великой Отечественной войны такие автовышки выпускались на базе ГАЗ-51, ГАЗ-63, и гусеничных тракторов.

В 50-60-е годы появилась 8-метровая вышка ТВ-1, ставшая незаменимой в городском хозяйстве. С 1969 по 1978 год Подольский экспериментальный механический завод "Стройиндустрия" выпустил около 900 вышек ТВ-1. Параллельно выпускались 15-метровые вышки ТВ-2, на шасси ГАЗ-52.

В 1962 г. появились вышки ТВ-5 на базе ГАЗ-51М, а позже их модернизированная версия ТВ-5М на шасси ГАЗ-53. В 80-х появилась модификация ТВ-3М, на шасси ГАЗ-25 с четырёхдверной кабиной. Её корзина была оснащена шарнирами и могла менять угол наклона относительно телескопической стрелы, что существенно повышало удобство использования, а рабочие забирались в неё прямо с бортовой платформы.

Инновационные, на то время, коленчатые подъёмники появились в 60-х годах, но несмотря на их явные преимущества, вышки старой конструкции не снимались с производства и активно модернизировались. Модификация ТВГ-15М получила гидропривод и полноценную кабину для рабочих, которая оказалась гораздо комфортнее самодельных будок. ТВГ-15М могла подымать до 150 кг. на 15 м.

На шасси грузовиков повышенной проходимости ЗИС-151, появившихся в СССР в 50-х годах устанавливались вышки ВИ-23, подымающие до 200 кг. на высоту 23 метра. ВИ-23 комплектовались системой лебёдок и блоков для подъёма, непосредственно, люльки, и груза в неё.

Автомобили послужили платформой для вышек ТВ-13,5 высотой подъема 13,5 м, ВТ-23 высотой подъема 21,7 на базе ЗИЛ-131, ВТ-23 высотой подъема 21,6 м на шасси ЗИЛ-157. Люльки ТВ-23 и ВТ-3 были рассчитаны на 200 кг, ТВ-23 300 кг. Многие из них до сих пор эксплуатируются предприятиями во всём СНГ.