Войти в почту

Эксперт: использование вездеходов "Бурлак" удешевит стоимость северного завоза в Якутии

ЯКУТСК, 10 марта. /ТАСС/. Использование вездеходов "Бурлак" может увеличить сроки использования зимников и удешевить стоимость северного завоза в Якутии. Такое мнение выразил журналистам в пятницу председатель совета регионального отделения Российского союза спасателей, почетный полярник России Николай Находкин.

Эксперт: использование вездеходов "Бурлак" удешевит стоимость северного завоза в Якутии
© ТАСС

Экспедиция "Север рядом. Якутскими тропами" направилась из Якутска в арктические и отдаленные районы республики 20 февраля и завершилась 6 марта. Участники экспедиции преодолели около 3 тыс. км. Целью экспедиции стало испытание вездеходов "Бурлак" грузопассажирской и экспедиционной модификации в условиях Якутии. Техника эксплуатируется при температурах от минус 60 до плюс 40 градусов.

"Бурлаки" могут перевозить до 6 пассажиров, а также 2 тонны груза. Использование вездеходов позволит удлинить сроки северного завоза на 3-4 месяца в малых населенных пунктах, а в ряде случаев заменить "зеленые рейсы". Для сравнения: "зеленый рейс" с 2 тоннами картофеля до районного центра Эвено-Бытантайского района, куда мы доезжали, стоит около 2,5 млн рублей", - сказал Находкин, отметив, что использование вездеходов приобретает актуальность из-за изменения климата, изменения сроков открытия и закрытия зимников.

В частности, в село Себян-Кюель Кобяйского района благодаря проекту в детский сад доставили продукты - яйца, овощи и фрукты. В Якутск из Кобяйского района прибыл вместе с участниками экспедиции оленевод, он пройдет обследование в медучреждении города.

Другие варианты использования техники

По мнению Находкина, "Бурлаки" могут круглогодично связывать малые поселки наземным путем, например, в отдаленном Оленекском районе. "Кроме этого, мы видим перспективы использования вездеходов для обеспечения плановой медицинской диспансеризации населения малых поселков", - считает Находкин.

"Бурлаки" могут использоваться для расширения и удешевления полевых научных исследований, развития комфортного внутреннего туризма, уверен эксперт. В проекте приняли участие представители Северо-Восточного федерального университета Якутии. "В частности, в ходе экспедиции в верховьях реки Нюеля (бассейн реки Яны) впервые удалось обнаружить местообитание популяции речных выдр", - добавил он.

В ходе экспедиции за 13 суток было преодолено около 3 тыс. км по различным ландшафтам, в том числе в условиях бездорожья, по горным перевалам, наледям. Проект охватил Кобяйский, Верхоянский, Эвено-Бытантайский районы.

О деталях экспедиции

Около 2 тыс. км дороги пришлось на зимники еще советского времени. "Еще 500 км проехали по бездорожью, практически звериными тропами", - сказал Находкин, отметив, что в экспедиции минимальная температура воздуха составила минус 54 градуса.

По словам мастера испытательного участка предприятия "Вездеходы "Бурлак" Артема Петрова, якутский рельеф отличается от типичной тундры наличием полноводных рек с большими пустотами, незамерзающими водами. "Для меня было удивительно, что в минус 40 мы проваливались под лед. При нас на том же участке застряли "Камаз" и "Урал". Благодаря большим колесам мы смогли преодолеть наледи и провалы без проблем", - рассказал ТАСС Петров.

Важным этапом испытаний стали подъемы в гору (до 20 градусов), участники отметили эргономичность, комфортность использования техники при прохождении различных видов рельефа. Средняя скорость передвижения автомобиля с прицепом по зимникам составила около 40-50 км/ч, а по бездорожью - около 20 км/ч.

"В разных регионах техника по-разному себя показывает. Два года назад в рамках сотрудничества с МЧС в Якутии прошли испытания экспедиционной модели. Впервые в регионе прошли испытания грузопассажирской модели с прицепом для построения транспортно-логистических цепочек", - добавил Петров.

Собеседник агентства уточнил, что один из автомобилей, принимавших участие в экспедиции, останется в Якутске в рамках сотрудничества с МЧС. "В этом году планируется еще два вездехода поставить в поисково-спасательные отряды в рамках государственных контрактов", - сказал мастер испытательного участка, отметив, что техника вызвала большой интерес у представителей местных администраций, занимающихся вопросами снабжения.

О компании

Вездеходы "Бурлак" различных модификаций, собранные в рамках опытного производства, работают в Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, республиках Коми и Якутия, Красноярском и Забайкальском краях, Свердловской и Магаданской областях, а также в Антарктиде. Они прошли опытную эксплуатацию в МЧС России, военизированных структурах, крупных ресурсодобывающих компаниях. В сентябре 2021 года "Бурлак" с установками "Пурга-40" принял участие в арктических учениях МЧС России.

Компания "Вездеходы "Бурлак" производит универсальные сверхпроходимые транспортные средства с 2015 года. Изначально "Бурлак" был спроектирован для длительных автономных экспедиций в Арктику. Он выполняет широкий спектр задач - от перевозки грузов до бурения скважин. Компания изготавливает вездеходы различных моделей и 13 модификаций.