Войти в почту

Очень быстрая нога: как изобрести велосипед

История изобретения велосипеда насчитывает без малого два века. А может быть, и два тысячелетия, если верить некоторым историкам. Его изобретали и переизобретали десятки раз в самых разных странах. И продолжают это делать до сих пор.

Очень быстрая нога: как изобрести велосипед
© Российская Газета

Генеалогическое дерево велосипеда настолько ветвисто, что больше похоже на куст. Но кто из инженеров-конструкторов прошлого первым догадался соединить два колеса и отправиться в путь, уповая только на силу своих ног? Есть несколько версий.

Беговая машина, Карл

Официальная история велосипеда начинается в 1818 году. Тогда немецкий изобретатель барон Карл фон Дрез получил патент на "беговую машину" (Laufmaschine).

Карл фон Дрез родился в 1785 году в городе Карлсруэ в семье баденского верховного судьи Карла Вильгельма Дреза и баронессы Эрнестины Кристины фон Кальтентал. После окончания гимназии поступил в Гейдельбергский университет - один из старейших и самых престижных университетов Германии, где изучал архитектуру, сельское хозяйство и физику. Но ни одна из этих дисциплин не заинтересовала молодого барона настолько, чтобы связать с ней судьбу, и в результате он устроился на работу лесничим. Протекцию ему составил сам великий герцог Бадена Карл Людвиг Фридрих, он был крестным Карла фон Дреза.

В свободное от работы время молодой лесничий занимался изобретательством. Эта деятельность интересовала его гораздо больше охраны лесов.

Сначала Карл фон Дрез изобрел что-то вроде маленького типографского станка для нанесения линий на нотную бумагу, потом четырехколесный самокат (тяжелый, медленный и очень ненадежный), а затем ту самую "беговую машину", с которой вошел в историю.

Когда именно Карла фон Дреза осенило соединить два колеса деревянной рамой, приладить к ней руль и седло - неизвестно. Но зато известно, что в 1817 году маркграф случайно увидел своего крестника, который, вместо того чтобы работать, катался по дороге на странной двухколесной конструкции.

Карл фон Дрез в одночасье лишился всего - жилья, работы и денег, но зато приобрел уйму свободного времени для занятия любимым делом и совершенствования своей беговой машины.

Уже через пару месяцев изобретатель устроил показательный пробег: он доехал от Майнгейма до Рейнау, преодолев 7 км всего лишь за час и развивая на некоторых участках пути скорость до 14,5 км/ч.

Беговая машина произвела настоящий фурор. Фридрих был вынужден пойти на уступки. В 1818 году он выдал изобретателю небольшую премию и назначил ежемесячную зарплату. Чуть позже Карл фон Дрез получил за свое изобретение почетное звание профессора механики и оформил привилегию - аналог современного патента.

Однако привилегия не защитила изобретателя и его детище. Беговая машина Дреза покатилась по дорогам Европы, Англии и даже Америки без всякой лицензии. По пути она потеряла свое имя. Laufmaschine стали называть дрезинами - в честь изобретателя.

Что было дальше? В 1840 году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан оснастил заднее колесо беговой машины Дреза педалями. Соединение осуществлялось посредством металлических стержней и шатунов.

Еще через 20 лет молодой французский изобретатель Пьер Лалман, который занимался изготовлением детских колясок, перенес педали на переднее колесо. В 1864 году Лалман продемонстрировал усовершенствованную машину для бега лионским промышленникам братьям Оливье. Они подключили к работе каретного инженера Пьера Мишо, который заменил деревянную раму металлической и придумал конструкции новое название: "велосипед" - от двух латинских слов: velox - "быстрый" и pes - "нога".

Пьер Лалман запатентовал изобретение в Америке в 1866 году.

"Паук" на воздухе

В том же году британец Джеймс Старли создал и запатентовал свою версию велосипеда с большим передним колесом и маленьким задним. Конструкция получила название penny-farting - от двух английских монет: большого по размеру пенни и маленького фартинга. В народе этот велосипед прозвали "паук".

В 1868 году французский инженер Клеман Адер получил патент на прорезиненные велосипедные шины, а британский инженер Эдвард Каупер создал металлическое колесо со спицами.

В 1874 году Джеймс Старли придумал новый способ спицевания колес - тангенциальный. При таком способе, в отличие от радиального, спицы пересекаются и колесо выдерживает более высокие нагрузки.

В следующие несколько лет разные британские изобретатели создали несколько очень важных конструктивных дополнений: Томас Броувет и Уильям Харрисон - ободные тормоза, Генри Джон Лоусон - цепную передачу.

До современного вида велосипеду теперь не хватало только пневматических шин. Эта простая и гениальная идея пришла в голову не инженеру, а ветеринару. В 1887 году британский ветеринар Данлоп пожалел своего маленького сына, отбивавшего попу на жестком седле велосипеда, и надел на обода колес садовый шланг, наполненный водой. Замысел был хорошим, амортизация прекрасной, но велосипед потерял скорость. Пришлось дорабатывать идею - заменять воду воздухом. Так появились ниппель и насос.

В XX век велосипед вкатился в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Но бег инженерной мысли на этом не остановился.

Дело Артамонова

Русский след в истории изобретения велосипеда появился в 1896 году в книге "Историческій очеркъ уральскіхъ горныхъ заводовъ". Автором этого объемного труда был юрисконсульт и управляющий петербургской конторой уральских горнозаводчиков Демидовых потомственный нижнетагильский горняк . Конечно же, его работа, которая, по словам самого автора, "не имеет претензий на полноту, на непогрешимость ученого", была посвящена вовсе не велосипедам, а горнозаводскому делу на Урале, но в числе прочего там было упоминание о некоем Артамонове, который в 1801 году во время коронации Павла I "бегал на изобретенном им велосипеде", за что по повелению императора "получил свободу со всем потомством".

Правда, в 1801 году на престол вступал не Павел I, а его сын Александр I, но зато упомянутая дата существования действующей модели велосипеда однозначно указывала на российский приоритет.

В 1910 году сообщение об Артамонове и его велосипеде появилось в "Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии". Автор словаря краевед И.Я. Кривощеков сделал два уточнения: что короновался все-таки Александр I и что Артамонов был мастеровым уральских заводов.

В 1948 году советский историк техники, писатель и книговед Виктор Васильевич Данилевский упомянул Артамонова в своей книге "Русская техника", добавив при этом одну очень интересную подробность: уральский мастеровой не просто изобрел велосипед, но и приехал на нем в Москву. А также сообщил, что тот самый железный велосипед Артамонова хранится в Нижнетагильском музее-заповеднике горнозаводского дела.

В дальнейшие годы благодаря стараниям разных советских историков-краеведов стали известные новые детали биографии Артамонова. Во-первых, у него появилось имя - Ефим Михеевич, и даты жизни - 1776-1841. Во-вторых, велопробег оброс подробностями: из Нижнего Тагила Артамонов сначала поехал в Пермь, оттуда в Казань, дальше в Санкт-Петербург и уже из Северной столицы в Москву на коронацию.

В то же самое время в биографии Артамонова фигурировали некоторые факты, которые противоречили друг другу. Упоминалось, например, что "холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате, пугал встречных лошадей, которые в испуге на дыбы становились, кидались на заборы, причиняя увечья пешеходам". И тут же говорилось, что хозяин завода выдал ему награду за изобретение и паспорт для свободного перемещения по стране.

Дальнейшая судьба Артамонова после получения вольной складывалась замысловато. Вернувшись в Нижний Тагил, Артамонов занялся совершенствованием своего велосипеда. Его пример оказался заразительным, и другие мастеровые Пожвинского завода тоже понаделали себе железные самокаты. Руководство завода обвинило работников в краже хозяйского железа: виновников побили батогами, самокаты отправили в переплавку, Артамонова же как зачинщика отправили в ссылку на 15 лет. Вернувшись, он продолжил заниматься изобретательством. Он участвовал в разработке самоходной коляски на паровом ходу и железного парохода. А также создал водяную мельницу для откачки воды из барж.

Дрожки Кузнецова

Велосипед наряду с паровой машиной, воздушным шаром, кинокамерой, динамитом и многими другими изобретениями российских умельцев считается упущенным приоритетом. Нет патента, нет подтвержденной даты первой публикации - нет и престижного звания "первый в мире". В некоторых случаях приоритет уплывал из рук России по традиционным русским причинам: недооценили, засекретили, затянули с оформлением бумаг. Но известны и другие случаи, когда приоритетное право отстаивали, фальсифицируя историю, как это было, например, с воздушным шаром.

История изобретения велосипеда русским умельцем Артамоновым - скорее, мистификация, чем грубый и осознанный подлог. Вряд ли юрист Белов, первым упомянувший Артамонова в своем очерке, хотел застолбить приоритет России. Он просто описал забавный казус столетней давности, пересказав заводскую легенду. Триумфальное шествие первого в мире велосипеда началось уже в советское время, когда отстаивание приоритетов во всех областях науки и техники считалось делом чести и даже превратилось в некое подобие спортивных состязаний на дистанции от "Россия впереди планеты всей" до "Россия - родина слонов".

Первые сомнения в достоверности истории русского велосипеда появились в 80-е годы ХХ века, когда исследователи не смогли найти в уральских архивах мастерового Ефима Артамонова. Зато нашли некоего Артамона Кузнецова, который действительно работал на одном из демидовских заводов и действительно получил отпускную в 1804 году. Но не за собственные заслуги, а за изобретения его дяди - Егора Кузнецова. И это был не велосипед, а дрожки - легкий четырехколесный экипаж на рессорах.

Дрожки Кузнецова были оснащены верстометром с шестью циферблатами и музыкальным механизмом. Этот удивительный экипаж был подарен в 1801 году императрице Марии Федоровне. Автор изобретения, как и легендарный Артамонов, приехал на нем в Москву сам.

Дрожки Кузнецова сейчас находятся в реставрационно-хранительском центре "Старая деревня". А велосипед Артамонова в 2016 году был снят с постоянной экспозиции Нижнетагильского музея-заповедника, поскольку его так и не смогли надежно атрибутировать. К тому же анализ химического состава "первого в мире" велосипеда выявил, что металл был выплавлен в мартеновской печи, то есть изготовлен не ранее 70-х годов XIX века. К слову говоря, первые сомнения в подлинности велосипеда Артамонова высказывал еще историк Данилевский, который сам же его и упомянул.

За бароном не занимать

Если верить китайским историкам, самое первое в мире транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека, было построено древнекитайским изобретателем Лу Банем в V веке до нашей эры. Этот велосипед был построен из бамбука и дерева, поэтому сохранилось только его описание. Но подлинность этих документов доказать не удалось.

Также только в чертежах и рисунках сохранился велосипед , придуманный им в 1493 году. Авторство эскиза, впрочем, не подтверждено.

Если верить немецким историкам, то первый в мире велосипед построил в 1685 году часовщик из Нюрнберга Стефан Фарфлер. Правда, у этого устройства с ручным приводом было три колеса, и оно являлось скорее предшественником автомобиля, нежели велосипеда.

У французских историков долгое время была своя версия изобретения велосипеда: его якобы сконструировал в 1791 году граф де Сиврак. И достаточно долго приоритет оставляли за ним, пока не выяснилось, что первый в мире велосипед вместе с графом придумал французский журналист Шарль Луи Бодри - страстный автомобилист и основатель журнала "Средства передвижения".

Так что, как ни крути, автором самого популярного городского транспортного средства является барон Карл фон Дрез.

А велосипед Артамонова, проиграв гонку за приоритет, остается в нашей истории как легенда, прочно укоренившаяся в общественном сознании. Этому историческому курьезу продолжают ставить памятники, писать о нем как о величайшем достижении русской инженерной мысли и продолжают сожалеть об утраченном приоритете.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.