Зимний дрифт на «Жигулях»: от развлечения к профессиональному автоспорту
Отечественная «классика», к которой относятся все модели «Жигулей» с задним приводом, давно превратилась из недорогого средства передвижения в бюджетный вариант спортивных машин. На таких автомобилях вполне можно участвовать в гонках, причём относительно недорого. Яркой иллюстрацией такого применения бюджетных моделей в автоспорте может служить зимний дрифт, который быстро вырос из развлечения в профессиональную дисциплину.
Заднеприводные «Жигули» — от легендарной «копейки» ВАЗ-2101 до ещё относительно недавно выпускавшейся «семёрки» ВАЗ-2107 — сейчас в хорошем состоянии по невысокой цене не сыскать. Всё потому, что оставшиеся в живых автомобили, что были на рынке в продаже за «недорого», выкупили поклонники зимнего дрифта. Для езды в заносе по льду и снегу большая мощность не нужна, а тюнинг отечественных автомобилей всегда был бюджетным. Да и ремонт машин, если случатся на гоночной трассе контакты с соперником или снежным бруствером, не разорит владельца.
Так что масса «Жигулей» неожиданно для самих себя оказалась спасена от свалки, оказавшись в амплуа недорогих дрифт-каров.
На «классике» дрифтует вся Россия — от именитого турнира Winter Drift Battle в Красноярске на легендарном «Красном кольце» до чемпионата Igora Drive Ice Drift в Санкт-Петербурге на самом современном автодроме «Игора Драйв» — везде можно встретить доработанные «Жигули». А уж в менее крупных региональных состязаниях отечественная техника и вовсе является основным автомобилем для участников.
Интересно, что если в кольцевых гонках обычно выступают седаны и хэтчбеки, то в зимнем дрифте огромным спросом пользуются универсалы ВАЗ-2102 и ВАЗ-2104. У «сараев» за счёт более крупного кузова, считается, лучше аэродинамика для езды боком. А кому не удалось добыть заветный «сарай» — ставят на седаны монструозных размеров антикрылья, которые фактически превращают трёхобъёмный кузов в двухобхъёмный.
Вопрос спорный: учитывая те скорости, на которых проходят заезды, аэродинамика вряд ли вообще начинает работать.
Тем не менее машины, на которые обычно молодые водители вообще бы никогда не посмотрели, внезапно оказались популярны у начинающих спортсменов. Да и не только у них. Многие именитые спортсмены, прекрасно умеющие ездить на сверхмощных автомобилях по сухому асфальту, не чураются садиться за руль куда более скромных по своим характеристикам «Жигулей», чтобы промчаться по снежно-ледовой трассе.
Среди именитых участников этих соревнований:
- двукратный обладатель Интерконтинентального кубка ФИА по дрифту, четырёхкратный чемпион RDS GP, победитель первого Кубка России по дрифту Георгий Чивчян;
- чемпион RDS GP и призёр Интерконтинентального кубка ФИА по дрифту Аркадий Цареградцев;
- победители этапов RDS GP Роман Тиводар, Дамир Идиятулин и Евгений Лосев;
- обладатель рекорда России по скорости постановки в дрифт Сергей Кабаргин;
- создатель легендарного проекта «Жигацарь» Фёдор Воробьёв;
- руководитель Российской Дрифт Серии, пилот RDS Europe Дмитрий Добровольский.
Второй год подряд в Москве проходит Зимний кубок РДС по дрифту. Несмотря на то, что турнир молодой, это один из самых авторитетных чемпионатов по зимнему дрифту из-за того, что проводит его Российская Дрифт Серия, под эгидой которой проводятся летние серии RDS Europe и RDS GP. Основная идея — дать возможность амбициозным новичкам, у которых пока нет возможности построить конкурентоспособную технику и собрать бюджет для сезона в летнем чемпионате, сразиться на одной трассе с уже признанными легендами российского дрифта.
В сезоне-2024 двухдневный уик-энд профессионального зимнего дрифта впервые принял Олимпийский комплекс «Лужники». В 2025 году турнир перебрался в Центр технических видов спорта «Москва». Это позволило организовать заезды на полноценной гоночной трассе.
В прошлом году победил неизвестный широкой публике Кирилл Шолдан — молодой пилот, который далеко не сразу решился на участие в турнире. В 2025-м триумфатором стал признанный мастер езды в управляемом заносе Дамир Идиятулин. Как и Шолдан, выигравший квалификацию в своей подгруппе, а потом и парные заезды, Идиятулин записал на свой счёт выигранную квалификацию, первое место в парных заездах.
В итоге два абсолютных победителя двух первых Зимних кубков РДС по дрифту доказали, что новички вполне способны бросить вызов титулованным соперникам, если окажутся в равных условиях на равной по возможностям технике. Счёт в сражении амбициозной молодёжи и именитых пилотов сравнялся.
«С точки зрения формата я очень доволен: мы дали молодым пацанам возможность погоняться с великими. Это одна из наших основных задач — вытягивать их с улиц, показывать, что настоящий кайф на автодромах, а не на дорогах общего пользования, чтобы они становились настоящими спортсменами. Конечно, парни готовились к турниру, строили свои машины всем миром. Я очень горжусь тем, что эти пацаны ездили» — отмечал руководитель Российской Дрифт Серии Дмитрий Добровольский.
Турнир фактически подтвердил, что на «Жигулях» можно промчать путь от развлечения к профессиональному автоспорту.
Секрет популярности прост. Можно купить готовый дрифт-кар или самостоятельно превратить недорогую машину бюджетными доработками в дрифтовую технику. Основное внимание в зимнем дрифте уделяют подвеске, рулевому управлению и повышению мощности двигателя — потенциал «жигулёвского» мотора относительно недорого можно довести до полутора сотен лошадиных сил, чего вполне достаточно для езды по снегу и льду. Потренировавшись в многочисленных региональных сериях, можно сделать для себя выводы. Либо понять, что этот вариант досуга не для вас, и продать машину другим желающим попробовать свои силы в зимнем дрифте, либо дальше продолжать расти и войти в число участников Зимнего кубка РДС.
Главное, что зимний дрифт решает ещё и важную социальную задачу — дать возможность безопасно для всех попробовать себя в автоспорте. Классических автодромов в России не так много, а заснеженных площадок — от обычных пустырей до проложенных по льду замёрзших водоёмов треков — в достатке. Как минимум получится без угрозы для себя и окружающих выпустить пар за рулём, как максимум — в российском автоспорте зажжётся новая звезда.