Как подорожают автомобили в начале 2025 года

Недавнее падение курса российского рубля покупатели автомобилей пока не ощутили — это случится чуть позже. Рассказываем, чего ждать автомобилистам.

Как подорожают автомобили в начале 2025 года
© Евгений Павленко/Коммерсантъ

Доля отечественных легковых машин на российском рынке в настоящее время составляет, по разным данным, 22-25%. Все остальные авто по большей части ввозятся к нам из-за рубежа. За исключением разве что Haval, выпускаемых на заводе в Тульской области, а также ряда моделей ряда китайских брендов, собираемых на территории нашей страны из импортируемых машинокомплектов.

Общая же доля авто китайских брендов на российском рынке стабилизировалась в районе 68%. Оставшиеся 7-10% авторынка РФ приходится на неофициальный импорт. Таким образом, более 70% новых автомобилей к нам завозят из-за рубежа тем или иным путем. В конечном счете за них приходится расплачиваться в валюте.

Большинство расчётов с иностранными поставщиками привязано к американской валюте, что означает неизбежный рост внутрироссийских цен на всё импортное, включая автомобили. Этот процесс уже заметен в сфере неофициального автоимпорта, поскольку китайские «официалы» финансовые детали своей деятельности скрывают от публики.

© Евгений Павленко/Коммерсантъ

Как падение курса рубля повышает цены на автоимпорт

Подъём цен из-за скачка курса доллара можно проиллюстрировать на примере новенького кроссовера БМВ Х3 с 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 245 сил. Его ценник в Китае — 50 000 долларов США. Транспортные затраты на доставку в Россию составят примерно 3000 долларов. Соответственно, прямые расходы (без учета таможенных платежей) на «серый» импорт такой машины окажутся равны 53 000 долларов.

Напомним, что в сентябре курс был в районе 90 рублей за доллар. При международном переводе валют его в любом случае придется увеличить как минимум на 5% — из-за комиссии финансовых посредников. В итоге окончательный «сентябрьский» курс при покупке автомобиля за рубежом был равен 94,5 рублям за один доллар США.

Таким образом, машина, доставленная к российской границе, обходилась в 5 000 000 рублей. А в начале декабря 2024 года, уже при курсе 106,5 рублей за доллар (+ 5% комиссии) тот же БМВ Х3 из Китая стоит уже 5,926 млн рублей. То есть почти на миллион дороже.

© Евгений Павленко/Коммерсантъ

И это, напомним, не считая платежей за таможенную очистку машины. Когда автомобиль ввозится для личного пользования, в казну придётся перечислить 48% от суммы в таможенной декларации. В сентябре для нашей условной БМВ это составляло 2,4 млн рублей, а сейчас — уже 2,87 млн руб, то есть на 470 000 рублей больше.

Таким образом, суммарные затраты на покупку такой машины из-за падения курса рубля выросли с 7,4 млн рублей до 8,85 млн рублей — почти на 20%. Заметим, что расчёт выполнен для растаможки по льготной схеме «для личного пользования». В её рамках размер утильсбора составляет чисто символическую сумму — менее 4000 рублей. Юрлица (те же автосалоны) платят за таможенную очистку ТС на сотни тысяч рублей больше.

10 самых продаваемых б/у автомобилей: средние цены и особенности

А с 1 января 2025 года затраты компаний-экспортеров на растаможку машин вырастут ещё сильнее — из-за очередного повышения утильсбора для новых (младше 3-х лет) легковушек. Например, для машин с мотором объёмом менее двух литров с нового года он вырастет до 667 400 рублей.

«По моим оценкам, на ближайшую перспективу валютный курс установится в пределах 105-110 рублей за доллар. Это чистые 20% падения с уровня лета текущего года. У китайских концернов, официально ввозящих свои машины в Россию, есть некий запас прочности. Благодаря ему они смогут плавно повышать цены на свою технику — примерно на 1-2% в месяц. У лидеров — Сhery, Haval, Geely и их суббрендов — за будущий год цены постепенно вырастут как минимум на 10-12%. Причем не только из-за валютных факторов, но и из-за очередного повышения утильсбора после 1 января 2025 года. Что касается неофициального импорта машин в Россию, то тут всё гораздо печальнее. С нового года количество компаний-импортёров очень сильно сократится. По моим ощущениям, останутся лишь поставщики премиальных машин. А российские цены на неофициально ввезённую легковую технику вырастут примерно на 20%», — сообщил «Авторамблеру» основатель международного автомобильного маркетплейса CarClick Сергей Пиголкин.
© Bulkin Sergey/news.ru / Global Look Press

Замаскированный рост цен на машины уже начался

Президент «Союза автомобильных дилеров» Вячеслав Жигалов более осторожен в своих прогнозах дальнейшего развития ситуации на отечественном авторынке.

«Снижение курса рубля, если оно окажется устойчивым, безусловно, сильно ускорит повышение цен, вызванное «утилизационной» политикой Минпромторга. Причём повышение коснётся и отечественной продукции, которая до сих пор сильно зависит от импортных комплектующих. Как быстро вырастут цены и насколько сильно, предсказать сложно всё зависит от индивидуальной ситуации в каждом бренде и, конечно, от спроса. Официальных данных об измерении уровня цен на рынке нет: Росстат пока не видит повышения. Но его методика не учитывает скидки автодилеров и представительств в ходе различных акций. А этот инструмент активно применяют все производители. На самом деле некоторые бренды уже приступили к повышению своих розничных цен. Но происходит это почти незаметно для потребителя поскольку происходит оно в основном за счёт сокращения скидок. На фоне текущего низкого спроса на новые машины любое резкое движение цен вверх может остановить продажи. Поэтому все вынуждены осторожничать», рассказал «АвтоРамблеру» Жигалов.

Как вырастут цены на автомобили с нового года

Из-за падения курса рубля цены на новые машины почти незаметно поползли вверх. Автодилеры пока пытаются маскировать этот процесс с помощью маркетинговых уловок. В 2025 году рост цен ускорится и станет очевиден для всех. Рост цен составит 10-20% в разных сегментах авторынка, а неофициальный импорт легковых автомобилей резко сократится.

Новый или подержанный автомобиль: что лучше?

Актуальные статьи по темамХочу автоЕсть автоХочу продать