5 причин, почему зимой растёт расход топлива: дело не только в холодных запусках
С наступлением холодов автомобилисты замечают, что полного бака им хватает на меньшее расстояние, чем при плюсовых температурах. Разница может быть весьма существенной. В таких случаях нередко винят качество топлива или ищут неисправности в машине. На самом деле повышение расхода бензина или дизеля зимой вполне естественно. Расскажем, почему.
Прогревать приходится не только мотор
Недавно мы писали, как правильно прогревать мотор зимой. Если коротко, то после запуска двигателя стоит дождаться снижения оборотов с прогревочных полутора тысяч до более-менее близких к холостым. На что, если на улице не очень холодно, как правило, уходит не более минуты. После чего можно начинать движение, и уже на ходу — за 5 – 10 минут прогреть автомобиль до достижения оптимальных рабочих температур масла и охлаждающей жидкости.
При этом желательно не нажимать резко на газ и не крутить мотор выше 2000 оборотов в минуту.
Значит ли это, что через указанное выше время мотор уже будет работать в наиболее экономичном для себя режиме? Далеко не факт. Редакция «Рамблер / Авто» провела небольшой эксперимент со 150-сильным Volkswagen Tiguan. При температуре -6 ºС мы зафиксировали мгновенный расход сразу после старта двигателя, потом через минуту, перед началом движения, и наконец после 15-минутной поездки.
В первом режиме бортовой компьютер показал 2,7 л/час, что не удивительно, ведь при холодном пуске система управления ДВС максимально обогащает смесь, впрыскивая в цилиндры больше топлива. Во втором — 1,1 л/час, в третьем — 0,7 л/час. Последний показатель уже сильно приблизился к летним 0,6 л/час, хотя 100 мл разницы тоже немало.
Также заметим, что через 15 минут движения температура моторного масла поднялась до 72 ºС, что ниже оптимальных рабочих 90 – 110 ºС.
Очевидно, что масло в двигателе прогревается быстрее, чем в коробке передач и редукторах. В этих агрегатах смазка дольше остаётся густой, а значит на вращение их шестерён и валов по-прежнему тратится больше энергии.
То есть если вы совершаете короткие поездки продолжительностью не более 15 – 20 минут, скорее всего, вы элементарно не успеваете прогреть моторное и трансмиссионное масла до «экономичных» температур. Так что расход топлива зимой повышают не только пуски на обогащённой смеси, но и потери из-за недостаточно прогретой смазки.
Почему в мороз двигатель кажется мощнее
Зимние шины катятся хуже
Протектор зимней покрышки, нарезанный на мелкие ламели с целью повышения сцепных свойств, одновременно увеличивает потери на трение в пятне контакта. Кроме того, состав резины зимней шины, как правило, мягче чем у летней, и в итоге первая сильнее деформируется в месте контакта с асфальтом. А это тоже увеличивает сопротивление качению.
Кто-то ещё намеренно стравливает давление в колёсах для лучшего зацепа. Таким образом действительно можно повысить проходимость, чтобы преодолеть заснеженный участок, но постоянная езда с пониженным давлением в колёсах не только заставит вас чаще заезжать на АЗС, но и сильно навредит шинам.
Очень существенное влияние на расход оказывает и состояние дорожного покрытия. Специалисты одного из крупнейших американских дистрибьютеров шин и колёс компании Tire Rack установили в ходе тестов, что при езде в дождь запас хода электромобиля снижается на 12% по сравнению с сухим покрытием.
Да, для машин с ДВС, в моторах которых тепловые потери заметно больше, чем в целом у электрокаров, езда по мокрому асфальту не так ощутимо влияет на расход. Но одно дело мчать по лужам, а другое разгребать колёсами более плотный снег. Вы наверняка замечали, как быстро устаёшь, когда шагаешь по снежной каше.
Да и гладкий зеркальный лёд под колёсами не только требует предельно аккуратной работы рулём и газом. На обледенелых дорогах постоянно происходит проскальзывание шин. Это также приводит к потере энергии и снижению экономии топлива.
Наконец, большое влияние на свойства шин оказывает температура воздуха. По данным ряда исследований, при её снижении с +25 ºС до -20 ºС сопротивление качению вырастает на 20%.
Когда обязательны зимние шины и какой штраф за резину не по сезону
Чем холоднее, тем выше сопротивление воздуха
Об этом мало кто задумывается, но, как и любое вещество, с понижением температуры воздух становится более плотным. К примеру, при охлаждении воздуха с +20 ºС до -18 ºС его плотность увеличивается на 16%. И это в ясную погоду. При сильном снегопаде разница была бы ещё больше.
Из курса физики мы знаем, что воздушное сопротивление, которое преодолевает автомобиль во время движения, растёт пропорционально квадрату скорости. Поэтому в городских режимах и тем более в пробках влияние повышения плотности воздуха на расход будет совсем незначительным.
Однако на трассовых скоростях плотность воздуха начинает играть более существенную роль. А если к тому же на крыше вашего автомобиля установлен бокс или багажник, то потребление топлива будет ещё выше. Имейте это ввиду.
Зимой больше расходуется электрической энергии
В зимние месяцы чаще приходится ездить в сумерках или темноте. Следовательно, фары, габаритные фонари и подсветка салона наших автомобилей горят более продолжительное время.
Кроме того, мы чаше пользуемся стеклоочистителями, обогревами заднего стекла и боковых зеркал. Также подогреваем сиденья, а на ряде современных моделей ещё и руль и ветровое стекло. Кто-то, если за бортом не ниже 0º С и влажно, для устранения запотевания стекол включает кондиционер.
Да, всё это электрические потребители, питаемые аккумулятором, напрямую не связанным с ДВС. Но чем интенсивнее мы используем электрооборудование, тем быстрее разряжается батарея. Для восполнения потерь генератор увеличивает нагрузку на двигатель.
В итоге, по замерам немецкого клуба автомобилистов ADAC, только из-за более интенсивной работы фар и обогревов раcход топлива на 100 км пробега может вырасти на целый литр.
Лишний вес — всегда повышенный расход
Машины чуть ли не с сугробом на крыше — не такое уж и редкое явление на зимних дорогах. Во-первых, это опасно. Отлетевшие во время движения куски льда или плотные комки снега могут повредить соседние транспортные средства. Во-вторых, за транспортировку лишних килограммов этого бесполезного груза придётся платить увеличением расхода топлива.
При этом всё, что налипло на кузов, ещё и ухудшает аэродинамику, что, как мы уже писали выше, на высокой скорости тоже отрицательным образом скажется на экономичности.
Также не забывайте, что лишние килограммы замерзшей массы могут не только прилипнуть к внешним панелям кузова, но и накопиться во внутренних полостях колёсных арок. Не забывайте об этом на мойках.
Самое важное
Расход топлива зависит от температуры. Чем холоднее на улице, тем он выше. Разница с летними показателями может составлять 20 – 30%. Это нормально.
На ряд факторов, повышающих расход топлива зимой, воздействовать не получится. Речь о свойствах зимних шин, зависимости плотности воздуха от температуры и качестве дорожного покрытия. В то же время, используя для машины тёплый гараж, можно не только облегчить пуск двигателя, но и существенно сократить время прогрева агрегатов. В итоге будет сожжено меньше топлива.
Также имейте ввиду, что налипшие на кузов лед и снег неизбежно повышают вес авто и ухудшают аэродинамику. А на перевозку дополнительных килограммов, да ещё при возросшем аэродинамическом сопротивлении, придётся потратить больше бензина, чем в случае с чистой машиной.
Наконец, используйте электрические потребители только при необходимости и не дольше, чем это нужно.