5 причин, почему зимой растёт расход топлива: дело не только в холодных запусках

С наступлением холодов автомобилисты замечают, что полного бака им хватает на меньшее расстояние, чем при плюсовых температурах. Разница может быть весьма существенной. В таких случаях нередко винят качество топлива или ищут неисправности в машине. На самом деле повышение расхода бензина или дизеля зимой вполне естественно. Расскажем, почему.

5 причин, почему зимой растёт расход топлива: дело не только в холодных запусках
© Unsplash

Прогревать приходится не только мотор

Недавно мы писали, как правильно прогревать мотор зимой. Если коротко, то после запуска двигателя стоит дождаться снижения оборотов с прогревочных полутора тысяч до более-менее близких к холостым. На что, если на улице не очень холодно, как правило, уходит не более минуты. После чего можно начинать движение, и уже на ходу — за 5 – 10 минут прогреть автомобиль до достижения оптимальных рабочих температур масла и охлаждающей жидкости.

При этом желательно не нажимать резко на газ и не крутить мотор выше 2000 оборотов в минуту.

Значит ли это, что через указанное выше время мотор уже будет работать в наиболее экономичном для себя режиме? Далеко не факт. Редакция «Рамблер / Авто» провела небольшой эксперимент со 150-сильным Volkswagen Tiguan. При температуре -6 ºС мы зафиксировали мгновенный расход сразу после старта двигателя, потом через минуту, перед началом движения, и наконец после 15-минутной поездки.

В первом режиме бортовой компьютер показал 2,7 л/час, что не удивительно, ведь при холодном пуске система управления ДВС максимально обогащает смесь, впрыскивая в цилиндры больше топлива. Во втором — 1,1 л/час, в третьем — 0,7 л/час. Последний показатель уже сильно приблизился к летним 0,6 л/час, хотя 100 мл разницы тоже немало.

© Svetlana Vozmilova/Global Look Press

Также заметим, что через 15 минут движения температура моторного масла поднялась до 72 ºС, что ниже оптимальных рабочих 90 – 110 ºС.

Очевидно, что масло в двигателе прогревается быстрее, чем в коробке передач и редукторах. В этих агрегатах смазка дольше остаётся густой, а значит на вращение их шестерён и валов по-прежнему тратится больше энергии.

То есть если вы совершаете короткие поездки продолжительностью не более 15 – 20 минут, скорее всего, вы элементарно не успеваете прогреть моторное и трансмиссионное масла до «экономичных» температур. Так что расход топлива зимой повышают не только пуски на обогащённой смеси, но и потери из-за недостаточно прогретой смазки.

Почему в мороз двигатель кажется мощнее

Зимние шины катятся хуже

Протектор зимней покрышки, нарезанный на мелкие ламели с целью повышения сцепных свойств, одновременно увеличивает потери на трение в пятне контакта. Кроме того, состав резины зимней шины, как правило, мягче чем у летней, и в итоге первая сильнее деформируется в месте контакта с асфальтом. А это тоже увеличивает сопротивление качению.

Кто-то ещё намеренно стравливает давление в колёсах для лучшего зацепа. Таким образом действительно можно повысить проходимость, чтобы преодолеть заснеженный участок, но постоянная езда с пониженным давлением в колёсах не только заставит вас чаще заезжать на АЗС, но и сильно навредит шинам.

Очень существенное влияние на расход оказывает и состояние дорожного покрытия. Специалисты одного из крупнейших американских дистрибьютеров шин и колёс компании Tire Rack установили в ходе тестов, что при езде в дождь запас хода электромобиля снижается на 12% по сравнению с сухим покрытием.

Да, для машин с ДВС, в моторах которых тепловые потери заметно больше, чем в целом у электрокаров, езда по мокрому асфальту не так ощутимо влияет на расход. Но одно дело мчать по лужам, а другое разгребать колёсами более плотный снег. Вы наверняка замечали, как быстро устаёшь, когда шагаешь по снежной каше.

Да и гладкий зеркальный лёд под колёсами не только требует предельно аккуратной работы рулём и газом. На обледенелых дорогах постоянно происходит проскальзывание шин. Это также приводит к потере энергии и снижению экономии топлива.

© Bilanol/iStock.com

Наконец, большое влияние на свойства шин оказывает температура воздуха. По данным ряда исследований, при её снижении с +25 ºС до -20 ºС сопротивление качению вырастает на 20%.

Когда обязательны зимние шины и какой штраф за резину не по сезону

Чем холоднее, тем выше сопротивление воздуха

Об этом мало кто задумывается, но, как и любое вещество, с понижением температуры воздух становится более плотным. К примеру, при охлаждении воздуха с +20 ºС до -18 ºС его плотность увеличивается на 16%. И это в ясную погоду. При сильном снегопаде разница была бы ещё больше.

Из курса физики мы знаем, что воздушное сопротивление, которое преодолевает автомобиль во время движения, растёт пропорционально квадрату скорости. Поэтому в городских режимах и тем более в пробках влияние повышения плотности воздуха на расход будет совсем незначительным.

Однако на трассовых скоростях плотность воздуха начинает играть более существенную роль. А если к тому же на крыше вашего автомобиля установлен бокс или багажник, то потребление топлива будет ещё выше. Имейте это ввиду.

© Rocky89/iStock.com

Зимой больше расходуется электрической энергии

В зимние месяцы чаще приходится ездить в сумерках или темноте. Следовательно, фары, габаритные фонари и подсветка салона наших автомобилей горят более продолжительное время.

Кроме того, мы чаше пользуемся стеклоочистителями, обогревами заднего стекла и боковых зеркал. Также подогреваем сиденья, а на ряде современных моделей ещё и руль и ветровое стекло. Кто-то, если за бортом не ниже 0º С и влажно, для устранения запотевания стекол включает кондиционер.

Да, всё это электрические потребители, питаемые аккумулятором, напрямую не связанным с ДВС. Но чем интенсивнее мы используем электрооборудование, тем быстрее разряжается батарея. Для восполнения потерь генератор увеличивает нагрузку на двигатель.

В итоге, по замерам немецкого клуба автомобилистов ADAC, только из-за более интенсивной работы фар и обогревов раcход топлива на 100 км пробега может вырасти на целый литр.

Лишний вес — всегда повышенный расход

Машины чуть ли не с сугробом на крыше — не такое уж и редкое явление на зимних дорогах. Во-первых, это опасно. Отлетевшие во время движения куски льда или плотные комки снега могут повредить соседние транспортные средства. Во-вторых, за транспортировку лишних килограммов этого бесполезного груза придётся платить увеличением расхода топлива.

При этом всё, что налипло на кузов, ещё и ухудшает аэродинамику, что, как мы уже писали выше, на высокой скорости тоже отрицательным образом скажется на экономичности.

Также не забывайте, что лишние килограммы замерзшей массы могут не только прилипнуть к внешним панелям кузова, но и накопиться во внутренних полостях колёсных арок. Не забывайте об этом на мойках.

Самое важное

Расход топлива зависит от температуры. Чем холоднее на улице, тем он выше. Разница с летними показателями может составлять 20 – 30%. Это нормально.

На ряд факторов, повышающих расход топлива зимой, воздействовать не получится. Речь о свойствах зимних шин, зависимости плотности воздуха от температуры и качестве дорожного покрытия. В то же время, используя для машины тёплый гараж, можно не только облегчить пуск двигателя, но и существенно сократить время прогрева агрегатов. В итоге будет сожжено меньше топлива.

Также имейте ввиду, что налипшие на кузов лед и снег неизбежно повышают вес авто и ухудшают аэродинамику. А на перевозку дополнительных килограммов, да ещё при возросшем аэродинамическом сопротивлении, придётся потратить больше бензина, чем в случае с чистой машиной.

Наконец, используйте электрические потребители только при необходимости и не дольше, чем это нужно.

Как подготовиться к зимней поездке на автомобиле

Актуальные статьи по темамХочу автоЕсть автоХочу продать