Как заправляться до полного бака правильно: риски залива до отказа
Некоторые водители стремятся реже заезжать на АЗС и, при заправке до полного бака, доливают топливо уже после автоматического отключения заправочного пистолета. Такая практика может привести к нарушению работы топливной системы.
Как работает система вентиляции топливного бака
Бензин состоит из летучих соединений, которые испаряются даже при низких температурах. Поэтому современные автомобили оснащены системами улавливания паров бензина (Evaporative Emission Control, EVAP). Они предотвращают утечку паров топлива в атмосферу и помогают поддерживать стабильное давление внутри бака, снижая риск проблем с работой двигателя.
Во всех топливных баках предусмотрен резервный объём на случай теплового расширения бензина и его паров. Но если бак заполнен «под завязку», свободного объёма в нём практически не остаётся. Для сброса избыточного давления в конструкции есть вентиляционный шланг, который ведёт к так называемому «адсорберу». Это фильтрующий элемент с активированным углём, который поглощает и удерживает пары бензина.
Адсорбер, в свою очередь, соединён ещё одним шлангом с впускным трактом мотора. Время от времени система управления открывает специальный электромагнитный клапан продувки адсорбера, и лишние пары сжигаются в двигателе.
Риски при переполнении бака
Система нормально функционирует, если её клапаны исправны и адсорбер не перенасыщен топливными испарениями. При регулярном переполнении топливного бака заправками под горловину могут возникнуть проблемы:
- Избыточное давление паров бензина. При отсутствии свободного объёма в баке летучие соединения накапливаются под давлением, что может привести к нестабильной работе двигателя, колебаниям холостого хода и даже к аварийному отключению мотора.
- Нарушение работы вентиляционной системы. Если система улавливания паров забита или неисправна, избыточное давление может привести к попаданию топлива в компоненты, не предназначенные для его приёма. Это снижает эффективность работы топливной системы и повышает расход топлива.
Верный признак, что с системой вентиляции паров бензина не всё в порядке, — свистящий или шипящий звук вырывающихся из бензобака газов в момент открытия его горловины.
Рекомендации по оптимальной заправке
Чтобы избежать негативных последствий, эксперты советуют придерживаться следующих рекомендаций:
- Не заправляйте бак до отказа. Не старайтесь долить побольше топлива после автоматического отключения пистолета колонки АЗС. Сохранение свободного объёма бака обеспечит нормальную работу системы улавливания паров.
- Обращайте внимание на звуки. Свист или шипение при открытии крышки бака могут указывать на проблемы с системой EVAP. В таком случае рекомендуется провести диагностику.
- Периодически проверяйте топливную систему. Регулярный осмотр шлангов вентиляции и адсорберов специалистами помогает предотвратить сбои и продлить срок службы двигателя.
- Учитывайте температуру воздуха. В жаркую погоду топливо испаряется быстрее, поэтому оптимальный уровень заправки особенно важен.