Причины поломок дизельного двигателя: какие неисправности и неполадки приводят к ремонту мотора на ДТ

Дизельные двигатели славятся своей экономичностью, долговечностью и высокой тягой на низких оборотах. Однако, несмотря на свою выносливость, они подвержены ряду специфических проблем.

Причины поломок дизельного двигателя: какие неисправности приводят к дорогому ремонту
© :anatoliy_gleb/iStock.com

Причины неисправностей дизеля разнообразны, и зачастую связаны с особенностями конструкции, качеством топлива, условиями эксплуатации и регулярностью обслуживания. Важно понимать, почему ломается дизельный двигатель, чтобы своевременно выявлять и устранять потенциальные неисправности, продлевая срок службы мотора и избегая дорогостоящего ремонта.

Далее рассмотрим основные причины поломки дизельного двигателя, разберём, какие неисправности и неполадки чаще всего приводят к ремонту дизельного мотора, и каковы основные признаки этих проблем.

© Максим Чернобровов/Rambler

Система впрыска топлива

Одной из ключевых причин поломок дизельных двигателей является неисправность системы впрыска. Современные дизели используют сложные топливные системы Common Rail с высокоточным дозированием топлива. Даже незначительные загрязнения или износ компонентов приводят к сбоям в работе.

Основные причины неисправности дизельного мотора в системе впрыска:

  • Неисправная форсунка приводит к неравномерной работе цилиндров, потере мощности, повышенному расходу топлива и дымности.
  • Неисправный насос высокого давления (ТНВД): вызывает недостаточное давление топлива, затруднённый запуск, потерю тяги.
  • Неисправный регулятор давления или датчик: нарушает корректную работу всей системы впрыска.
  • Неисправный насос низкого давления: топливо не поступает в нужном объёме, возможны перебои в работе двигателя.

Причины ремонта дизеля из-за проблем в системе впрыска также часто связаны с использованием некачественного топлива, несвоевременной заменой фильтров, засорением или износом деталей.

Турбонаддув

Турбонаддув — ещё одна зона риска для дизельных моторов. Турбина повышает мощность и экономичность, но требует особого внимания.

Причины поломок дизельных двигателей, связанные с турбонаддувом:

  • Утечка масла через турбину.
  • Износ подшипников и крыльчатки.
  • Снижение давления наддува из-за разгерметизации патрубков или поломки актуатора.

Проблемы с турбонаддувом проявляются снижением мощности, а также свистом или шумом со стороны турбины. Причины — использование неподходящего масла или его несвоевременная замена, попадание посторонних частиц в турбину.

© Максим Чернобровов/Rambler

Сажевые фильтры (DPF/FAP)

Современные дизельные двигатели оснащаются сажевыми фильтрами для снижения выбросов. Засорение фильтра — нередкая причина сбоев в работе дизеля, особенно при городской эксплуатации.

Причины неисправностей дизеля по DPF:

  • Низкая температура выхлопных газов (короткие поездки, пробки).
  • Использование неподходящего масла.
  • Неисправности системы впрыска, приводящие к большому количеству сажи.

Результат — потеря тяги, увеличение расхода топлива, аварийный режим работы двигателя.

Двухмассовый маховик

Двухмассовый маховик снижает вибрации, но является слабым местом дизельных моторов.

Неисправность проявляется шумами, вибрациями, сложностями с переключением передач. Игнорирование проблемы может привести к выходу из строя сцепления и даже коробки передач.

Привод ГРМ

Ремень или цепь ГРМ — критически важные элементы. Обрыв ремня или цепи во многих случаях приводит к столкновению клапанов и поршней, что практически всегда заканчивается капитальным ремонтом.

Причины поломки ГРМ дизельного двигателя:

  • Превышение срока службы ремня/цепи.
  • Попадание масла на ремень.
  • Неисправность роликов или натяжителей.

Клапан EGR и датчики

Клапан рециркуляции отработанных газов (EGR) снижает выбросы NOx (оксидов азота), но склонен к закоксовыванию. Неисправности EGR — частые причины проблем дизельного двигателя.

Причины неисправности дизеля по EGR:

  • Загрязнение клапана сажей.
  • Неисправность управляющих датчиков.

Проявляется потерей мощности, неровной работой на холостом ходу, ошибками системы очистки отработавших газов.

На дизелях с изменяемой геометрией впускного коллектора часто встречается заклинивание заслонок из-за сажи и масла. Это приводит к неравномерной работе двигателя, провалам при разгоне.

Снижение степени сжатия

Снижение компрессии — ещё одна причина ремонта дизельного двигателя.

Причины поломки дизельного мотора по компрессии:

  • Износ поршневых колец.
  • Прогорание клапанов.

Симптомы — плохой запуск, повышенная дымность, потеря мощности.

Низкое давление топлива

Низкое давление топлива — частая причина неполадок дизельного двигателя. Причины: износ ТНВД, засорение фильтра, негерметичность топливной системы.

© Максим Чернобровов/Rambler

Низкая скорость проворачивания коленвала

Плохой запуск дизеля зимой часто связан с низкой скоростью вращения коленвала. Причины: разряженный аккумулятор, густое масло, неисправность стартера.

Неисправны свечи накаливания или реле

Свечи накаливания обеспечивают запуск дизеля на холодную. Их неисправность — одна из причин проблем дизельного мотора в зимний период.

Низкий уровень топлива и плохое качество топлива

Частая эксплуатация мотора с горящим индикатором низкого уровня топлива может привести к подсосу воздуха, засорению фильтров, перегреву насоса. Качество топлива — критический фактор: грязное или с водой, оно вызывает износ форсунок, ТНВД и других компонентов.

Разреженный воздух в системе подачи топлива

Подсос воздуха приводит к перебоям в работе мотора, затруднённому запуску, нестабильной работе на холостом ходу.

Проблемы с блоком двигателя

Трещины, деформация, износ цилиндров — причины капитального ремонта дизельного двигателя. Обычно связаны с перегревом, неправильной эксплуатацией, естественным износом.

Дымность: чёрный, белый, голубой дым

  • Чёрный дым — перелив топлива, плохой впрыск, засорённый воздушный фильтр, неисправность турбины.
  • Белый дым — попадание охлаждающей жидкости в цилиндры, низкая компрессия, проблемы со свечами накаливания.
  • Голубой дым — сгорание масла, износ поршневых колец, турбины.
© Максим Чернобровов/Rambler

Прочие причины неисправностей дизеля

  • Обрывы и короткие замыкания в проводке инжектора приводят к сбоям управления впрыском.
  • Естественный износ — ресурс большинства компонентов ограничен пробегом и условиями эксплуатации.

Признаки неисправности, возможные причины и способы устранения

© Рамблер Авто

Заключение

Причины поломки дизельного двигателя многообразны и зачастую связаны с особенностями конструкции и эксплуатации. Большинство неисправностей дизеля можно предупредить регулярным обслуживанием, использованием качественного топлива и своевременной диагностикой. Понимание, каковы причины возникновения неисправностей дизеля, позволяет автовладельцу быстро реагировать на первые признаки проблем, продлевая жизнь своему мотору и экономя на дорогостоящем ремонте.