Ещё

Протокол или жизнь 

За езду со скоростью в 290 км/ч на  37-летнего водителя в Швейцарии обязали заплатить штраф в $1 млн По законам этой страны, строгость наказания определяется уровнем доходов конкретного нарушителя.
Практически во всем цивилизованном мире размеры санкций за нарушение правил ПДД рассчитываются из общего уровня ВВП и среднестатистического дохода граждан. При этом сумма штрафа, как предполагают законодатели, должна повышать общий уровень дисциплины на дорогах.
Самые жесткие в мире санкции предусмотрены в Великобритании и в США. В Соединенном Королевстве штрафы для водителей доходят до 3000 фунтов стерлингов (более 140 000 рублей), а в США — до $1500 (45 000 рублей). При этом средний заработок в этих странах составляет $2000-3000, что практически сопоставимо с размерами штрафов.
За пьяную езду и в США, и в Британии не просто лишают водительских прав, но и сажают в тюрьму на полгода. При этом в США за повторное нарушение наказание будет постоянно ужесточаться — вплоть до пожизненного лишения свободы, как это произошло на этой неделе с жителем Техаса. Заметно ниже, даже после неоднократных увеличений, штрафы в России. Максимальная ответственность не превышает 5000 рублей. Вождение в состоянии опьянения карается только лишением прав до двух лет, а также в случае отсутствия водительского удостоверения административным арестом на 15 суток. Согласно данным Росстата, средний ежемесячный доход россиянина составляет более 18 000 рублей. Тем более, всегда есть возможность решить вопрос с инспектором на месте, и сумма штрафа уменьшается вдвое.
Для обывателей кажется очевидным, что высокие штрафы непосредственно влияют на безопасность на дорогах и дисциплину водителей. Однако даже при поверхностном изучении проблемы все предстает в совершенно ином свете.
В Нью-Йорке в докризисном 2008 году при зарегистрированных 8 млн автомобилей было зафиксировано 316 000 ДТП, в которых погибли чуть более одной тысячи человек. В Великобритании, где автопарк примерно сопоставим с российским, за 2008 год зафиксировано 170 тысяч аварий, в которых погибло чуть более двух с половиной тысяч человек. В Москве в 2008 году ездило около 3,8 млн автомобилей, при этом в городе было зарегистрировано 13 тысяч аварий, в которых погибли 865 человек.
Таким образом, в России даже по сравнении с меньшим автопарком отдельного штата США машины бьются в полтора раз реже, несмотря на мягкость наших наказаний и всю суровость американских.
Однако тяжесть последствий аварий в России в десятки раз страшнее, чем во многих других развитых странах. Но это проблема не низких штрафов, а дешевых, устаревших и небезопасных машин, а также слабой организация спасательных работ при ДТП, в результате чего люди умирают, не дождавшись первой помощи.
Репрессивные меры, с помощью которых власти пытаются обозначать борьбу на ниве безопасности дорожного движения, оказывают влияние только на небольшое число водителей и только в первое время. Постоянное ужесточение санкций за нарушение ПДД — капитуляция в сфере борьбы за безопасность на дорогах. А признание слабой эффективности репрессивных мер равноценно заявлению властей о своей беспомощности.
Тем не менее кривая статистики аварийности и смертности в ДТП идет вниз. Но это, скорее, плюс в пользу безопасных машин, а также поумневших водителей, которые начинают сами беспокоиться о своей безопасности, а не рассчитывают на навязчивую заботу властей.
Экстремалов и любителей быстрой езды хватает в любой стране. И если в России общая солидарность водителей в патологической ненависти к  по-прежнему заставляет подмигивать друг другу фарами, то в США участники движения «стучат» на лихачей, потому что по-настоящему заботятся о собственной безопасности.
Но и в России отношение к нарушителям начинает меняться. И не благодаря, а, скорее, вопреки росту штрафов, которые привели только к росту взяток на дорогах.
Широкое освещение трагических историй о ДТП в СМИ, в результате которых калечились судьбы, заставляют задуматься о том, а стоит ли разгоняться перед пешеходным переходом или выезжать на «встречку». И не потому, что там за углом прячется инспектор с радаром.
Впрочем, значимость дорожных штрафов для каждого государства сложно переоценить. За счет водителей-нарушителей каждая казна обогащается на астрономические суммы.
Скоростные электросамокаты – опасность на дорогах
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео