Войти в почту

Как покупали автомобили в СССР

Slide 1 of 20
Свободная продажа автомобилей в СССР в частные руки началась с 1 сентября 1948 г., когда в Москве открылся первый в стране специализированный магазин "Автомобили". Это место стало очень популярным в столице — с утра до вечера там толпился народ. Здесь записывались в очередь на машины, покупали запчасти. На фото: конец 60-х годов.
1/16
Свободная продажа автомобилей в СССР в частные руки началась с 1 сентября 1948 г., когда в Москве открылся первый в стране специализированный магазин "Автомобили". Это место стало очень популярным в столице — с утра до вечера там толпился народ. Здесь записывались в очередь на машины, покупали запчасти. На фото: конец 60-х годов. 
© public domain
Чтобы купить автомобиль необходимо было стоять в очереди в среднем около семи-восьми лет. В очередь нельзя было попасть просто так — требовалось вставать в нее на каком-либо из предприятий и копить деньги
2/16
Чтобы купить автомобиль необходимо было стоять в очереди в среднем около семи-восьми лет. В очередь нельзя было попасть просто так — требовалось вставать в нее на каком-либо из предприятий и копить деньги 
© ТАСС
В середине 70-х Волга ГАЗ-24 стоила около 10 тысяч рублей, за "Копейку" ВАЗ-2101 приходилось отдавать около 5,5 тысяч рублей. При средней зарплате 150 рублей в месяц эти деньги у советских граждан имелись
4/16
В середине 70-х Волга ГАЗ-24 стоила около 10 тысяч рублей, за "Копейку" ВАЗ-2101 приходилось отдавать около 5,5 тысяч рублей. При средней зарплате 150 рублей в месяц эти деньги у советских граждан имелись  
© ТАСС

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Стоимость ГАЗ-21 составляла в 1970-е годы примерно 5500–6000 рублей, за «Жигули» приходилось отдавать около 8000 рублей. При зарплате в 100–150 рублей в месяц эти деньги у советских граждан имелись
5/16
Стоимость ГАЗ-21 составляла в 1970-е годы примерно 5500–6000 рублей, за «Жигули» приходилось отдавать около 8000 рублей. При зарплате в 100–150 рублей в месяц эти деньги у советских граждан имелись 
© ГАЗ
Однако отстояв главную многолетнюю очередь, нужно было выдержать еще несколько непосредственно в автомагазине — их было всего несколько и на такие города, как Москва и Санкт-Петербург, приходилось всего по одному советскому «автосалону». На фото: центр по продаже и ремонту автомобилей "Жигули" на Варшавском шоссе
6/16
Однако отстояв главную многолетнюю очередь, нужно было выдержать еще несколько непосредственно в автомагазине — их было всего несколько и на такие города, как Москва и Санкт-Петербург, приходилось всего по одному советскому «автосалону». На фото: центр по продаже и ремонту автомобилей "Жигули" на Варшавском шоссе 
© РИА Новости
Техцентр "Варшавский", согласно советской пропаганде — был самый большой в Европе
7/16
Техцентр "Варшавский", согласно советской пропаганде — был самый большой в Европе 
© Журнал "ЗА РУЛЕМ", 1975 год
Кстати, самих машин в автосалонах не было. Покупателю выдавали справку-счет, с которым он шел в специальную сберкассу, где снова стоял в очереди. Потом возвращался в магазин за чеком (после еще одной очереди) на получение автомобиля, ехал на склад, где ждал очередного автовоза с машинами и брал в итоге машину просто по номеру с тем цветом кузова, который достался
8/16
Кстати, самих машин в автосалонах не было. Покупателю выдавали справку-счет, с которым он шел в специальную сберкассу, где снова стоял в очереди. Потом возвращался в магазин за чеком (после еще одной очереди) на получение автомобиля, ехал на склад, где ждал очередного автовоза с машинами и брал в итоге машину просто по номеру с тем цветом кузова, который достался  
© ТАСС
Самым отважным и смелым гражданам СССР машины генсеки дарили. Ветеранам войны и орденоносцам было позволено один раз в жизни купить автомобиль без очереди
9/16
Самым отважным и смелым гражданам СССР машины генсеки дарили. Ветеранам войны и орденоносцам было позволено один раз в жизни купить автомобиль без очереди 
© РИА Новости

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Часто за машинами отправлялись в братские республики. Например, в Грузии с удовольствием продавали машины за цену, в 4–5 раз превышающую государственную
10/16
Часто за машинами отправлялись в братские республики. Например, в Грузии с удовольствием продавали машины за цену, в 4–5 раз превышающую государственную 
© ТАСС
Реклама ВАЗ 2102, 1975 год
11/16
Реклама ВАЗ 2102, 1975 год 
© ВАЗ
Рекламное фото Нивы, 1982 год.
12/16
Рекламное фото Нивы, 1982 год. 
© АвтоВАЗ
Случались и совершенно невероятные истории. В 1983 году был известен случай, когда в учреждениях Советского Союза появились объявления о внеочередном приобретении автомобилей «Москвич» в кредит
13/16
Случались и совершенно невероятные истории. В 1983 году был известен случай, когда в учреждениях Советского Союза появились объявления о внеочередном приобретении автомобилей «Москвич» в кредит 
© ТАСС
Это произошло из-за сбитого истребителем Су-15 южнокорейского пассажирского «Боинга», тогда многие западные страны отказались от советских машин. В результате весь экспорт осел в СССР и машины переполнили все склады
14/16
Это произошло из-за сбитого истребителем Су-15 южнокорейского пассажирского «Боинга», тогда многие западные страны отказались от советских машин. В результате весь экспорт осел в СССР и машины переполнили все склады 
© РИА Новости

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

 На фото: продавец автомобильных колес на рынке в Оренбурге, 1989 год
15/16
На фото: продавец автомобильных колес на рынке в Оренбурге, 1989 год 
© ТАСС
 Новый малолитражный автомобиль «Жигули», 1971 год
16/16
Новый малолитражный автомобиль «Жигули», 1971 год 
© ТАСС

Способов приобретения автомобиля в СССР было много. В нашей галерее мы вспоминаем главные из них.

Рамблер: главные новости