Войти в почту

Самые угоняемые автомобили в России: актуальный список

На протяжении последних нескольких лет МВД России фиксирует снижение числа краж и угонов транспортных средств, однако полностью избавиться от таких преступлений едва ли возможно. А значит, автовладельцам стоит знать, какие машины в группе риска и как их защитить.

Самые угоняемые автомобили в России: актуальный список
© Рамблер

Угон и кража — в чём разница

По статистике МВД, в 2022 году в России число краж транспортных средств сократилось на 19,6%, а угонов стало на 9,3% меньше. По итогам 2023 года автомобили крали и угоняли меньше ещё на 23,6% и 8,6% соответственно. В первом полугодии 2024 года статистика улучшилась ещё на 28,7% (кражи) и 11,6% (угоны).

Но для многих водителей кража и угон — синонимы, хотя закон проводит чёткую грань между ними. С точки зрения УК РФ кражей является хищение чужого имущества с целью получения выгоды, что в случае с автомобилем подразумевает желание присвоить транспорт себе или продать его. Угон определяется как «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». То есть это ситуация, когда преступник собирался присвоить машину целиком или по частям.

Для владельца автомобиля особой разницы нет — классификация преступления влияет лишь на тяжесть наказания для злоумышленника.

По данным страховщиков, угоны и кражи пошли на спад, когда из-за пандемии были закрыты границы и вывозить машины за рубеж стало сложно. Потом изменилась геополитическая обстановка, что ещё сильнее осложнило пересечение границ. Кроме того, активное расширение сети камер на дорогах страны облегчило правоохранителям борьбу с угонщиками. Им стало сложнее скрываться на похищенном транспорте.

Рейтинг угоняемых машин

Официальная полицейская статистика не сообщает самые востребованные у угонщиков марки и моделей автомобилей. У страховых компаний такая информация накапливается только по машинам, владельцы которых оформили полисы каско. Обязательная страховка ОСАГО пропажу автомобилей не покрывает, поэтому о таких случаях страховщики не знают. И хотя у разных страховых компаний списки самых угоняемых автомобилей чуть отличаются, они всё равно позволяют сформировать общее понимание ситуации.

Самые популярные машины у угонщиков — разные модели Hyundai, Kia, Lada, Toyota, Mercedes-Benz и BMW. Почти у всех страховых рейтинги возглавили марки Hyundai, Kia и Lada. Премиальные западные бренды, хоть и не самые популярные машины у угонщиков, но в топах остаются. Отмечается и рост интереса злоумышленников к автомобилям китайских брендов.

Это соответствует рыночному тренду: продажи марок из КНР стабильно растут, а вместе с этим меняется и спрос в криминальном мире.

«Если в структуре угонов ещё недавно лидирующие позиции занимали корейские автомобили, то уже в 2023 году и в I полугодии 2024 года на первое место по угнанным автомобилям — как по данным МВД, так и по данным страховщиков по застрахованным транспортным средствам — начинают выходить легковые автомобили отечественного производства», — заявил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов, подводя итоги января-июня 2024 года.

© Legion-Media

Какие автомобили чаще всего угоняют

Модели и массовых, и премиальных брендов угоняют для разборки на запчасти, спрос на которые в России остаётся стабильным. Что касается редких моделей, то здесь ситуация аналогичная — чем меньше машин в стране, тем выше спрос на детали для них.

Lada Vesta / Lada Granta

В рейтингах угонов на первых строчках две модели российского автогиганта — Vesta и Granta, бестселлеры рынка продаж новых легковушек. Спрос на машины формирует и спрос на запасные части для них, а покупатели бюджетных модификаций часто склонны экономить и искать варианты менее затратного обслуживания. Поэтому такие машины часто похищают ради разбора.

Кроме того, после введения санкций стало меняться наполнение автомобилей Lada — какие-то опции исчезли, каких-то комплектующих сначала не было вообще, а затем на смену деталям именитых брендов пришли элементы китайского производства. Машины выходят из строя, владельцы ищут для них запчасти. Многие не хотят менять европейские компоненты на азиатские, поэтому отсутствие нужных деталей в официальной продаже компенсируют злоумышленники, поставляющие необходимые товары на вторичный рынок.

Hyundai Solaris / Kia Rio

Два корейских бренда во время официального присутствия на автомобильном рынке России стабильно занимали лидирующие строчки продаж. Распространённость техники Hyundai и Kia требует регулярного обслуживания, но ситуация с запчастями на эти популярные машины непростая. Это и провоцирует рост криминальной активности.

Бюджетные «корейцы» широко эксплуатируются в такси и каршеринге, так что запчасти на такие автомобили весьма ликвидны. Обилие машин, многие из которых имеют минимальную защиту от угона, формирует благодатную среду для похитителей.

© Toyota

Hyundai Santa Fe / Hyundai Tucson / Kia Sorento / Kia Sportage / Mitsubishi Outlander / Toyota RAV4

Похожая ситуация — популярные автомобили, которые остались без официальной поддержки производителей из-за санкций — наблюдается и в сегменте кроссоверов. В этом классе распространены как корейские модели — Hyundai (Santa Fe и Tucson) и Kia (Sorento и Sportage), так и японские марки — Mitsubishi Outlander и Toyota RAV4.

Сейчас поставки необходимых деталей для обслуживания и ремонта этих моделей становятся дороже и сильно затягиваются по времени. Внимание угонщиков привлекают не только кроссоверы, выпускавшиеся на российских заводах, но и поставленные по параллельному импорту автомобили, на которые добыть запчасти ещё сложнее.

Toyota Camry / Toyota Land Cruiser

Ещё пара автомобилей, которые сочетают и популярность на рынке, и огромную востребованность у угонщиков — это Toyota Camry и Toyota Land Cruiser. Модели широко распространены в госструктурах в качестве служебной машины и в корпоративных парках или такси.

Эти машины невероятно популярны в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Здесь не очень высоки требования к юридической чистоте как машин целиком, так и запчастей для их обслуживания. Это и объясняет, что автомобили стабильно присутствуют в топах страховых компаний как одни из самых часто похищаемых в стране.

10 самых продаваемых б/у автомобилей: средние цены и особенности

Редкие модели

В последние годы причиной для угонов автомобилей этой категории стали уже не заказы конкретной модели, а всё те же проблемы с запчастями.

В эту категорию попадают как премиальные модели вроде BMW X5 и Mercedes-Benz S-Class, так и более массовые Volvo V90 Cross Country или Land Rover Defender.

Угоняют автомобили в том числе и под заказ, причём с ростом цен на рынке новых легковушек в России таких эпизодов может стать ещё больше.

Cложности с обслуживанием всё чаще толкают владельцев даже дорогих моделей к поиску различных вариантов ремонта своих транспортных средств.

Дело здесь даже не в желании сэкономить, а просто в необходимости найти необходимые запчасти. Спрос, который не могут удовлетворить официальные источники деталей, закрывают угонщики — в некоторых частных сервисах вполне могут оказаться запчасти с криминальным прошлым.

© Legion-Media

Какие автомобили в группе риска по угонам

По оценкам аналитиков страхового дома ВСК, 67% угонов приходится на машины юридических лиц, к которым относятся каршеринг и такси. Кроме того, всё чаще к собственникам не возвращаются автомобили от лизингополучателей. В криминальной статистике становится больше грузовой техники — например, специалисты компании «Согласие» сообщают, что 13,2% угонов приходится на китайские грузовые автомобили марки Shacman — потому что в сегменте коммерческой техники потребность в запчастях высока как нигде.

ВСК отмечает, что популярность автомобильных путешествий привела к тому, что чаще стали угонять машины у туристов. Беспокоиться стоит владельцам китайских машин и автомобилей, поставленным по «серым» схемам. Для последних нет официальных каналов поставки запчастей.

Эксперты ожидают повторения ситуации, которая складывалась в момент выхода на рынок южнокорейских автопроизводителей — пока продажи были невелики, этими машинами угонщики не интересовались. Как только продажи пошли в рост, вместе с ними вырос и интерес криминала.

По неофициальным каналам на российский рынок ввозят новые автомобили. Пока они не требуют серьёзного ремонта, и спроса на запчасти нет. Значит и угонщики такой техникой не интересуются. Но когда машины начнут требовать обслуживания, а их владельцы столкнутся с дефицитом деталей, это спровоцирует и преступников. Всегда, когда появляется нехватка запасных частей на определённые марки и модели, фиксируется и рост угонов этих машин.

Проблема китайских моделей ещё и в том, что они изначально слабо защищены от угона. У себя на родине автопроизводители из КНР не сталкиваются с проблемой кражи машин, поэтому на конструктивном уровне в них не закладываются сложные системы защиты. По оценке «Авторевю», штатные иммобилайзеры китайских автомобилей легко обходятся примитивной электроникой, а двери и капот легко вскрыть, чтобы получить доступ к бортовым системам.

Как защитить автомобиль от угона

Страховые компании на основе статистики угонов сформулировали ряд рекомендаций автовладельцам. Советы хоть и не помогут на 100% защитить машину, но позволят снизить вероятность ее пропажи.

Чтобы минимизировать риски угона, следует:

  1. Оставлять автомобиль на охраняемой парковке или в гараже. Абсолютное большинство угонов происходит на придомовой территории, причём в ночное время. Если машина находится под охраной злоумышленники предпочитают не связываться с ней. Сработавшая сигнализация в таких условиях привлекает больше внимания.
  2. Оставлять машину на освещённом месте, в идеале — под камерами видеонаблюдения. В такой ситуации преступники предпочтут отказаться от своих намерений, поскольку риск быть обнаруженным существенно вырастает.
  3. Никогда не бросать автомобиль без присмотра даже на короткое время. Всегда необходимо закрывать все стёкла, запирать двери и забирать ключи с собой. В идеале — держать ключ и брелок сигнализации порознь.
  4. Установить сигнализацию — штатные средства защиты машины от угона не обеспечивают достаточной защиты. После покупки можно поставить электронные или механические охранные системы. Лучше всего использовать комплексную защиту, в которой механические противоугонные системы дополняют электронные средства.
  5. Оформить страховой полис каско. Дополнительная страховка автомобиля не гарантирует защиту от угона, но компания хотя бы компенсирует стоимость похищенной машины.

Каждый автовладелец должен помнить о риске угона своего автомобиля — злоумышленники интересуются всеми машинами, от самых бюджетных и массовых до редких дорогостоящих экземпляров. Тенденция к снижению числа похищенных машин в России не должна служить поводом для ослабления бдительности — ситуация меняется стремительно.

Ведь лучше заранее подумать о том, как осложнить жизнь преступникам, чем пытаться потом отыскать угнанный автомобиль.

Самые продаваемые авто в России: рейтинг с ценами и комплектациями